H
H e
S L n s
с
Едим не дома

Права посетителей кафе и ресторанов, о которых должен знать каждый

Права посетителей кафе и ресторанов, о которых должен знать каждый

Фото: www.istockphoto.com

В заведении общепита мы становимся потребителями с правами и обязанностями

Следите за нашими новостями в удобном формате Перейти в Дзен

Нижний Новгород входит в десятку гастростолиц России. По обеспеченности кафе и ресторанами наш город занимает шестое место в рейтинге. На 10 тысяч нижегородцев в среднем приходится 9,1 заведения общепита. Средний чек в ресторанах Нижнего Новгорода – 1500 – 2000 рублей на человека.

Особенно много посетителей в летний период. И здесь свою лепту несомненно вносят туристы. Впрочем, люди в принципе чаще стали ходить в кафе. Особенно это заметно по ресторанам быстрого питания, там посещаемость с 2018 года в среднем по России выросла с 19% до 38%. Самые частые посетители в них – молодые люди от 18 до 34 лет. По результатам опроса ВЦИОМ, 45% опрошенных предпочитают их из-за того, что цены в них дешевле, чем в полноценном ресторане, 13% просто любят фастфуд, 10% склоняются к употреблению «быстрой еды», находясь в пути. А 9% ходят в такие заведения из-за детей.

Впрочем, не обходят стороной россияне и более дорогие кафе и рестораны, где обслуживают официанты. Они занимают второе место по посещаемости. Дальше идут кофейни – 12%, столовые – 11%, поесть у ларька предпочитают 8%, в баре – 4%, на автозаправке – 2%.

Мы решили выяснить, какие права имеют гости ресторанов, кафе, баров и пабов, за что они должны платить, а где вправе потребовать компенсации. Ведь приходя в заведение общепита, мы становимся потребителями, что автоматически наделяет нас правами и обязанностями.

1. Получать безопасные и качественные продукты

Это, пожалуй, главное требование к заведениям общепита. Отправляясь в ресторан, мы рассчитываем не только вкусно поесть, но и остаться здоровыми.

Плохо себя почувствовали? 

Обратитесь к врачу, чтобы он зафиксировал факт отравления. Соберите доказательства: чек из ресторана, выписку с банковского счёта, ваши фото и видео из точки общепита, показания свидетелей. Напишите в произвольной форме претензию в ресторан, приложив все документы, чеки на лекарства. Если вопрос не удалось урегулировать, обращайтесь в контрольно-надзорные органы и в суд.

2. Платить удобным способом

Посетитель имеет право использовать как наличный, так и безналичный расчёт. Если в данный момент по какой-то причине не принимают карты, человека должны об этом предупредить прежде, чем он сделает заказ.

Отказались принимать карту?

Специалисты Роскачества предупреждают: если вас заранее не предупредили о том, что оплата картой не предусмотрена, вы вправе отказаться платить. Ведь в такой ситуации ресторан нарушает условия публичной оферты, то есть не предоставляет всю информацию до того, как определённая услуга будет оказана. Если вас силой принуждают заплатить, можете вызвать полицию и сообщить о неправомерных действиях персонала.

3. Оставлять чаевые по желанию

С 2021 года запрещено включать в чеки «обслуживание», «живую музыку», «сервировку стола» и другие услуги, за которыми раньше скрывалось, по сути, дополнительное вознаграждение для заведения. После оплаты наличными официант должен принести сдачу.

Законна ли платная доставка в отдалённые районы города?

Если клиенту предложили обслуживание как отдельную услугу, сказали стоимость, и он согласен, брать дополнительную плату можно. Именно таким образом к счёту добавляют стоимость доставки еды в отдалённые районы или пробковый сбор.

4. Сидеть за столиком сколько угодно времени

Каждый клиент может занимать стол сколько угодно в часы работы заведения, вне зависимости от того, как много он заказал. Законодательство не предполагает каких-либо ограничений.

Просят освободить столик, потому что сделали небольшой заказ?

Если к вам подошёл официант и сообщил, что вы слишком долго занимаете столик, попросите его принести правила посещения кафе, где это прописано. При этом помните, что данные правила должны находиться на видном месте. Правила, которые лежат у кого-то дома или в другом надёжном месте, вы соблюдать не обязаны.

Фото: Станислав Редошкин
Фото: Станислав Редошкин

5. Не оплачивать минимальных сумм заказа

Требование заказать на определённую сумму в ресторане неправомерно, так как нарушает право потребителя на свободный выбор товаров, работ, услуг. Меню – это публичная оферта. Соответственно, ресторан обязан продать любое блюдо из меню, сколько бы оно ни стоило.

Заставляют набрать товаров на определённую сумму?

Пригласите администратора и выясните, на каком основании вам навязывают покупку товаров. Если данное правило прописано в меню, зафиксируйте это нарушение на фото и видео – так вам легче доказать факт нарушения прав потребителя. Если урегулировать ситуацию на месте не удастся, обращайтесь в Роспотребнадзор или суд.

Однако ресторан может установить минимальную сумму заказа, чтобы доставка стала бесплатной. В таком случае это будет законно.

6. Не могут не пустить без объяснения причин

При входе в некоторые заведения общественного питания можно встретить объявление о праве охраны отказать в посещении без объяснения причин. Это ограничивает права потребителей, поскольку заведение обязано предоставлять услуги любому обратившемуся.

К тому же посетитель имеет право на получение всей необходимой информации, в том числе и по условиям прохода в заведение. Таким образом, формулировка «без объяснения причин» противоречит нормам закона. Информация должна быть полной и не носить дискриминирующий характер.

Не пускают в ресторан в шортах?

В большинство кафе и ресторанов вы можете прийти в любой одежде, если, конечно, дресс-код не прописан в правилах ресторана. Но, как уже было отмечено, сотрудники ресторана обязаны сразу ознакомить гостей с правилами, которые должны находиться в доступном для посетителей месте.

7. Обязаны дать меню

Клиент ресторана вправе получить информацию о предлагаемой услуге до того, как сделает заказ. Более того, он имеет право изучить меню ресторана, прежде чем сядет за столик. Если вас что-то не устраивает, не стесняйтесь покинуть заведение.

Что делать, если заявленный в меню вес не соответствует тому, что принёс официант?

Клиент ресторана вправе изучить блюдо до того, как есть его, и даже потребовать его взвесить, чтобы убедиться, что оно соответствует заявленному по весу и объёму.

8. Не платить за блюда, которые приготовили некачественно

Если клиенту принесли блюдо, которое он не заказывал, то человек не обязан соглашаться его есть и оплачивать.

Если к блюду есть объективные претензии – не соблюдена технология приготовления, есть посторонний запах, и есть вы его не собираетесь, за него тоже платить не следует.

Что делать, когда в блюде оказался чужой волос?

В таком случае рестораторы советуют пригласить менеджера заведения. В приличных точках общепита блюдо, в котором найдены посторонние предметы, в счёт не включают. А блюдо заменяют за счёт заведения.

Если возникла конфликтная ситуация, то следует составить письменную претензию, зафиксировав нарушения. Если и после этого ситуацию не удалось урегулировать, обращайтесь в Роспотребнадзор.

Использована информация Роскачества и Роспотребнадзора

Подписывайтесь на наши каналы в Telegram:
Самое популярное
Новости партнеров

Следующая запись

Больше нет записей для загрузки

Нет записей для подгрузки

Нацпроекты - людям

Нижегородцы подали 14 тысяч заявок на запись детей в первый класс на госуслугах :: Детская и спортивная площадки появятся в сквере имени Николая Жаркова :: Ход благоустройства проверили в Сормовском районе :: Нижегородцы превращают хобби в бизнес благодаря нацпроекту :: Гости юбилейного фестиваля «Золотая хохлома» смогут добраться до площадки мероприятия на электричках :: Четверо врачей трудоустроились в Кулебакскую ЦРБ по программе «Земский доктор» :: Нижегородские мастера могут подать заявку на участие в ярмарке «Арт.Молодость» на фестивале «Таврида.АРТ» в Крыму :: Глеб Никитин и Игорь Левитин провели заседание комиссии Госсовета по экологии :: В Вознесенском округе Нижегородской области начался ремонт дорог :: Десять новых автобусов поступило в Балахну :: Фольклорная экспедиция проходит в Нижегородской области :: Новый ФАП открылся в посёлке Тёша Навашинского округа :: Эксперты проекта по развитию макротерритории «Большая Волга» ознакомились с туристическим потенциалом Нижегородской области :: Нижегородские ИТ-компании и ИП смогут вернуть НДФЛ за привлеченных специалистов :: Новый цифровой флюорографический комплекс поступил в поликлинику ГКБ №28 :: Бывшая свалка на Московском шоссе исключена из реестра объектов накопленного экологического ущерба :: Сезон ремонта и строительства дорог начался в Нижегородской области :: Нижегородские общественники помогают беременным женщинам в кризисной ситуации :: В апреле «Поезда здоровья» посетят 18 муниципалитетов Нижегородской области :: Названы самые популярные у пациентов «Поездов здоровья» врачи :: Более 300 предприятий представят свои вакансии на ярмарке трудоустройства :: 13 нижегородских школьников и студентов представят регион в финале ежегодной Интеллектуальной олимпиады ПФО :: Третья очередь ИТ-кампуса «НЕЙМАРК» получила разрешение на строительство :: Неделя детской и юношеской книги стартовала в Нижегородской области:: Месячник по благоустройству дорог стартовал в Нижегородской области :: В Нижегородской области обновился портал региональных государственных услуг :: Пять нижегородских компаний принимают участие в бизнес-миссии в Беларуси :: Рейтинговое голосование по проекту «Формирование комфортной городской среды» продлится до 30 апреля :: ИТ-кампус «НЕЙМАРК», Сбербанк и ННГУ им. Н.И. Лобачевского будут развивать проекты в сфере искусственного интеллекта :: Участница викторины «КУПНО ЗА ЕДИНО!» из Ардатовского округа получила автомобиль :: Реконструкция моста через Пижму началась в Тоншаевском районе :: Более 2,4 млн рублей направлено на оснащение ДШИ в Первомайске по нацпроекту :: Нижегородская область вошла в топ‑5 регионов по количеству участников молодежного направления проекта «Мастера гостеприимства» :: Почти 10 тысяч нижегородцев получили медицинскую помощь в «Поездах здоровья» с начала года :: Глэмпинги откроются в 10 муниципалитетах Нижегородской области в этом году :: Более 100 человек из аварийного жилья в Шахунье получили ключи от новых квартир :: Более 1,5 тысячи «серебряных» волонтеров активно действуют в регионе :: 11 врачей трудоустроились в Балахнинскую ЦРБ по программе «Земский доктор» :: Специалисты МГУ изучат состав отходов в «Черной дыре» в Дзержинске :: Социальные участковые расскажут нижегородцам о благоустройстве пространств :: Глеб Никитин провел заседание оргкомитета по подготовке к 225-летию со дня рождения Александра Пушкина :: В Дзержинском театре кукол будет выполнен капремонт по нацпроекту в 2024 году :: Нижегородцы могут принять участие в новом сезоне проекта «Флагманы образования» :: Молекулярно-генетическую лабораторию создали на базе Нижегородского областного клинического онкологического диспансера :: Контракты на ремонт почти 400 км автодорог по нацпроекту уже заключены в Нижегородской области ::