Приключения Дюма: Нижний Новгород подарил французскому писателю встречу с его русскими героями
Газета "Новое дело" №29 от 28.07.2022
Подписка на газетуК Александру Дюма, 220-летний юбилей которого отмечали в мире 24 июля, в России особое отношение. На его книгах выросло не одно поколение, а его героев знает и любит вся страна. Примечательно, что и сам Дюма испытывал к России большой интерес. В 1858 году он начал большое путешествие по нашей стране и заехал даже в Нижний Новгород. И именно здесь он встретил одного из героев своих книг…
Персона нон грата
В Россию Дюма отправился за вдохновением. К началу путешествия он уже был прославленным писателем. Его пьесы имели оглушительный успех в театрах Парижа, а сам он пользовался таким же бешеным успехом у женщин. Особенно у актрис, которым требовались роли. Одной из них – Иде Ферье – даже удалось женить на себе Дюма.
Как ей это удалось – до сих пор загадка. По одной из версий, ловеласу Дюма уже начали намекать при дворе, что в обществе короля пора появляться с законной супругой. По другой версии, Ида просто собрала все долговые векселя Александра и припёрла его к стенке – либо под венец, либо в тюрьму.
Однако в итоге оба жили сами по себе. Ида уехала в Италию и проводила там время в обществе какого-то графа, Дюма продолжал менять любовниц как перчатки и тоже много путешествовал. Он пытался издавать журналы и создать свой театр, но обе затеи провалились, и за границей писатель скрывался от кредиторов.
К моменту начала путешествия он уже переключился на исторические романы, которые и принесли ему мировую известность. Дюма работал фантастическими темпами, выдавал по 15 – 20 томов в год, объездил всю Европу в поисках героев и фактов. Везде его встречали как дорогого гостя, и лишь путь в Россию ему долгое время был закрыт.
Причина тому – роман «Учитель фехтования», посвящённый восстанию декабристов. В нём Дюма рассказал историю Полины Гёбль – француженки, которая вышла замуж за русского декабриста Ивана Анненкова и последовала за мужем в Сибирь. Фактурой писателя снабжал его друг француз Гризье Огюстен Франсуа, который жил в России, давал уроки фехтования местным дворянам и был особенно дружен с декабристами. Гризье вёл дневник, который по возвращении во Францию презентовал Александру Дюма.
Писатель в полной мере проникся русским колоритом, и в его книге появились яркие подробности: про ледяной дом Анны Иоанновны, про убийство Павла, про сорокаградусные морозы и, конечно, про восстание декабристов. Последнее особенно не понравилось императору Николаю I, поэтому Дюма долго время был нежелательным гостем в стране.
Но в 1855 году Николай I умер, его сменил более либеральный Александр II, и писатель без проблем получил разрешение на въезд в Россию по приглашению графа Григория Кушелева-Безбородко.
Маршрут Дюма был тщательно продуман: в июне он прибыл в Петербург и провёл там полтора месяца, восхитился белыми ночами на Неве, осмотрел окрестности, съездил в Петергоф и на Валаам.
Из Петербурга Дюма на поезде отправился в Москву и пробыл там до сентября. Главной его мечтой было увидеть Кремль, который в вечерних сумерках показался писателю «дворцом фей». «Я вернулся изумлённым, восхищённым, покорённым, счастливым», – поделился он в мемуарах. Из Москвы писатель доехал до Калязина, там сел на пароход и отправился в путешествие по Волге.
Одним из пунктов маршрута стал Нижний Новгород, где Дюма ждала неожиданная встреча…
Ярмарки краски
В Нижнем Новгороде француза больше всего манила знаменитая ярмарка. Ещё на подступах к городу Дюма потрясло, что пароход оказался настолько заполнен народом, что чувствовалось, как киль царапает речное дно. Гул от голосов стоял такой, как будто приближалось землетрясение. А на набережной активно швартовались корабли, которые везли товары на ярмарку со всех концов света.
Разместился Александр Дюма в нынешнем Доме архитектора, в квартире управляющего пароходством Грасса. Отсюда он мог любоваться красотами города. Впечатлил писателя и вид на Нижегородскую ярмарку.
«Перед нами открылось такое зрелище, что я ахнул от удивления. С высоты мы увидели слияние Волги и её притока Оки, перед нашими глазами было всё поле ярмарки, то есть почти два квадратных лье земли, покрытой ларьками; среди них сновала многонациональная толпа: русские, татары, персы, китайцы, калмыки и Бог знает, кто ещё. С высоты террасы «Меркурия» (Пароходства. – Ред.) видны были четыре ярмарочных городка. Первый – на острове между двумя рукавами Оки. Второй – между озером Багронтосово и первым каналом Мещерского озера. Третий – между двумя каналами, которые образуют это озеро. Наконец, четвёртый городок простирался между вторым каналом и лесом», – писал в своих заметках Дюма.
Однако некоторые исследователи считают, что значительную часть своих воспоминаний он просто придумал. Ведь к осени ярмарка обычно сворачивалась.
«Уже 3 сентября там оставались только отдельные балаганы, а 3 октября (день приезда Дюма в Нижний Новгород) уже точно ничего не было. Но была фантазия и хорошие экскурсоводы, например, сам Грасс, которые были непосредственно связаны с ярмаркой и могли предоставить писателю не только статистические данные, но и собственные впечатления», – делится мнением краевед Валерия Белоногова.
Как бы то ни было, увиденного и услышанного в Нижнем Дюма хватило, чтобы создать яркую картинку для читателя. Впрочем, была у него в Нижнем Новгороде встреча, в подлинности которой не приходится сомневаться.
Из России с любовью
Нижегородским губернатором в ту пору был Александр Муравьёв. Бывший военнослужащий, он являлся одним из создателей первой декабристской организации. В 1826 году Муравьёв был осуждён и сослан в Сибирь, затем амнистирован и допущен к госслужбе.
Несмотря на то что Дюма всё-таки разрешили приехать в Россию, отношение к нему со стороны власти оставалось настороженным – жандармы следили за каждым его шагом. Позже из этих донесений, хранящихся в архивах, удалось составить полную картину путешествия знаменитого писателя.
Нижегородскому генерал-губернатору хватило смелости устроить в честь приезда Александра Дюма торжественный приём.
В назначенный день французский писатель приехал во дворец губернатора (ныне Нижегородский государственный художественный музей в кремле), где его ждали Александр Муравьёв с племянницей, княжны Шуховские, сын историка Карамзина Александр и другие представители нижегородской элиты.
Дюма предупредили, что его ждёт сюрприз. И едва он занял своё место, в дверях провозгласили: «Граф и графиня Анненковы».
Дюма вздрогнул, ощутив какие-то смутные воспоминания. Тогда губернатор взял его под руку и подвёл к вновь прибывшим гостям. «Месье граф и мадам графиня Анненковы, герой и героиня вашего романа «Учитель фехтования», – представил их Муравьёв.
«Я вскрикнул от неожиданности и оказался в руках мужа и жены, – пишет Дюма. – Это были тот самый Иван и та самая Полин, о приключениях которых рассказал мне Гризье, и о приключениях которых я написал роман. Не стоит говорить, что мой герой и моя героиня завладели мною или, скорее, я завладел ими на весь вечер. Наступила очередь Анненкова рассказывать мне про свои приключения».
Они долго общались в тот вечер, а потом, по некоторым данным, Дюма навещал Анненковых в их доме на Большой Печёрской, 16а, где сейчас установлена памятная табличка. Говорят, обсуждалось продолжение романа «Учитель фехтования» и Полина даже передала Дюма свои дневники, но что-то не сложилось.
Но в целом поездкой в Нижний знаменитый писатель остался доволен. В благодарность за тёплый приём Дюма подарил губернатору Муравьёву маленький сапожок-ботфорт, вырезанный из самшитового дерева. Он сохранился до сих пор – в 2002 году сапожок показывали на выставке, посвящённой 200-летию Дюма, в Пушкинском музее.
Сам же писатель после Нижнего отправился в Казань, потом в Астрахань, а оттуда – на Кавказ. Вернувшись на родину, Дюма, как и обещал, поделился своими впечатлениями с читателями. И в итоге написал о России целых семь томов! Вероятно, даже не подозревая, что когда-нибудь его книги будут стоять в библиотеке практически каждого жителя нашей страны.
Лариса Плахина
Ранее сайт Pravda-nn.ru рассказал, почему Савва Морозов отказался стать хозяином Нижегородской ярмарки.