«Приятнее всего, когда говорят «спасибо»: что думают водители нижегородских автобусов о пассажирах
Газета "Новое дело" №48 от 08.12.22
Подписка на газетуЧетыре часа утра. Холодное зимнее утро, за окном ещё совсем темно, на дорогах мало машин. Водители автобусов выходят на смену, садятся за руль и сквозь снег и темноту едут на первую остановку забирать пассажиров. Как же складывается работа тех, кто каждый день перевозит нижегородцев в общественном транспорте? Почему в Нижнем Новгороде не хватает водителей? И каким образом их труд пытаются сделать привлекательнее?
Крутя баранку
Дмитрий Киреев работает водителем автобуса уже пять лет, до этого он в основном водил грузовые автомобили.
«Куда-то надо было расти, – поделился он. – А дальше либо дальнобойщик, либо водитель автобуса. Работа водителя автобуса меня привлекала больше, чем работа дальнобойщика».
Сейчас он водит автобус А‑69. Смена обычно длится от 8 до 10 часов. Есть два графика работы. Либо 8 часов с небольшим перерывом на обед в середине дня, либо 3 – 4 часа с утра, потом обед и снова 4 часа на линии.
Вставать приходится рано – сам Дмитрий живёт рядом с основным автопарком, откуда выезжают автобусы, и встаёт примерно в 3.40 утра, чтобы выйти на первую смену. При этом, как признался сам водитель, спать за рулём не хочется.
«Если мне завтра на работу в первую смену, то я вечером лягу пораньше, – рассказывает Дмитрий. – Человек изначально должен понимать, что если ему утром людей везти, то нужно вечером не пить, не гулять, а ложиться спать и отдыхать. Если человек всю ночь прогулял, то, конечно, ему за руль нельзя. Его просто никто не выпустит, потому что медики с утра меряют всем давление и проверяют на трезвость».
У Нижегородпассажиравтотранса есть договор с поликлиникой – врачи проверяют водителей перед поездкой, спрашивают о самочувствии.
«Если у кого-то есть даже малейшая головная боль, то он сразу отстраняется от работы, – поделился Дмитрий. – Если что-то серьёзное, то пишется направление к врачу».
За 180 часов в месяц, которые водители проводят за рулём, раньше они получали по 50 тысяч рублей. Но недавно зарплату повысили.
«Раньше аванс был 15 тысяч, – рассказывает Дмитрий. – Для сравнения, сейчас мне пришёл аванс 25 тысяч, так что на 40 процентов зарплата повысилась. 65 тысяч точно получу».
По желанию можно брать переработки. О дополнительных часах нужно договориться с руководителем колонны, который отвечает за график водителей. Он же распределяет пары водитель-кондуктор.
«Водитель и кондуктор ведь весь день работают практически в замкнутом пространстве, – объясняет Дмитрий. – Желательно, чтобы люди были похожи по характеру. Подбирают по психотипу, чтобы мы могли общаться и чтобы конфликтов не было».
Как правило, у водителя с кондуктором складываются дружеские отношения.
Места для пассажиров
С пассажирами порой наладить контакт оказывается куда сложнее.
«Работа водителем автобуса очень напряжённая в психоэмоциональном плане, – признаётся Дмитрий. – За день водитель перевозит около тысячи человек. И из них кто-то не выспался, кто-то долго ждал на остановке, кому-то хочется выговориться. Три-четыре процента таких людей точно попадаются».
Часто в день приходится по несколько раз выслушивать жалобы на то, как плохо ходит транспорт. Хотя изменения в расписании автобусов от самих водителей зависят редко.
«В основном задержки бывают в зимнее время, во время перехода с плюсовой температуры на минусовую, – объяснил Дмитрий. – Там есть свои своеобразные симптомы болезни у автобусов. Обычно это связано с поломками».
Если водитель начал заболевать и у него поднялась температура прямо за рулём, его срочно снимают с линии. Это тоже влияет на график автобусов.
«Расписание сформировано так, чтобы период ожидания между двумя автобусами составлял примерно десять минут, – рассказал Дмитрий. – А если водитель заболел или автобус сломался, то интервал ожидания уже не десять, а 20 – 25 минут».
Своё недовольство ожиданием пассажиры высказывают водителю следующего автобуса, который, по сути, ни в чём не виноват.
«Но со временем привыкаешь, – улыбается Дмитрий. – Подошёл человек, выговорил всё, что думает – ничего страшного. Главное, чтобы автобус был целый и человек остальным пассажирам не мешал».
А вот пьяные пассажиры становятся серьёзной проблемой.
«Если начинается конкретный скандал, то приходится звонить в диспетчерскую и вызывать наряд, – рассказал Дмитрий. – Они, кстати, очень быстро приезжают и забирают человека. Как правило, хотя бы раз в месяц кто-то из водителей вызывает наряд».
Радует, когда пассажиры узнают водителя за рулём и машут ему в знак приветствия. Но приятнее всего, по словам Дмитрия, когда говорят «спасибо» – так он понимает, что пассажиры понимают сложность работы водителя и ценят её.
Кстати
Для иногородних водителей ГП «Нижегородпассажиравтотранс» подготовлены бесплатные места в пансионате «Зелёный город». В корпусе одно- и двухместные номера.
Также продолжается ремонт общежития для водителей в Автозаводском районе Нижнего Новгорода.
По данным регионального минтранса, средняя заработная плата водителей к декабрю вырастет на 30 процентов. Набор водителей активно идёт в настоящее время.
Ранее сайт Pravda-nn.ru рассказал, что водители общественного транспорта в Нижнем Новгороде будут получать от 65 тысяч рублей.