Продажи новых авто в России в этом году выросли на 79%
Газета "Деловая Газета НП" №39 от 08.07.24
Подписка на газетуПродажи новых авто в России в этом году выросли на 79%. В лидерах – отечественный автопром. Российские автомобили лидируют в доле продаж и на рынке подержанных машин. О марках авто, которые предпочитают россияне, ценах на автомобили и будущем отечественного авторынка – в нашем материале.
Вошли в долю
По данным экспертов аналитического агентства «Автостат», по итогам июня 2024 года в России было реализовано 124 394 новых легковых автомобиля – это в 1,5 раза больше, чем за аналогичный период прошлого года.
В лидерах продаж – отечественная LADA. На её долю пришлось 28% проданных машин, или 34 199 экземпляров.
Следом идут автомобили китайских брендов: Haval (15 210 шт.), Chery (13 577 шт.), Geely (11 088 шт.), Changan (10 071 шт.), OMODA (5096 шт.), Exeed (3542 шт.). Сильнее всего выросли продажи Changan – в 2,9 раза.
За январь-июнь 2024‑го в России было продано 719 311 новых легковых автомобилей – на 79% больше, чем за шесть месяцев 2023 года (401 567 шт.). И тут тоже положительную динамику имеют отечественная LADA (+54%) и все производители из КНР – в интервале от 37% (Exeed) до 456% (Changan).
При этом цены снижаются. По оценке «Автостата», средневзвешенная цена нового легкового автомобиля впервые за долгое время стала ниже трёх миллионов рублей. В мае она составила 2,878 млн рублей.
Напомним, в июле 2023 года стоимость новых авто преодолела отметку в 3 миллиона и не снижалась на протяжении 10 месяцев. В марте был зафиксирован максимум – 3,391 млн рублей. Снижение цены эксперты объяснили как раз изменением структуры продаж – россияне стали чаще покупать автомобили бюджетных и среднеценовых брендов. Доля рынка у дорогих марок, напротив, снижается.
С пробегом
Российские производители заняли наибольшую долю и на рынке автомобилей с пробегом.
По данным сервиса онлайн-проверки автомобилей «Автотека» (проект «Авито. Авто»), в I квартале 2024 года легковушки с пробегом отечественных марок заняли чуть больше 25% рынка. Самой популярной моделью с пробегом стал ВАЗ (LADA) Granta со средней ценой 310 тысяч рублей.
Второе место рейтинга по объёму доли занимают автомобили японских производителей с 21,72%. Среди них лидирует Toyota Camry, средняя цена которой составила 1 120 000 рублей.
Третье место – у немецких производителей с 16,75%. Самой востребованной моделью стал Volkswagen Polo. Такой седан обходился автолюбителям в среднем в 1 450 000 рублей.
«Несмотря на стабильно растущую популярность новых китайских брендов, среди автомобилей с пробегом наиболее востребованными остаются марки других стран-производителей, – отметил руководитель развития бизнеса «Автотеки» Константин Болдырев. – Так, например, по итогам I квартала в десятку самых продаваемых автомобилей с пробегом дороже 3 миллионов вошёл лишь один «китаец» – Geely Monjaro. А среди самых востребованных авто до 3 миллионов не представлено ни одного китайского бренда. Однако сейчас этот рынок особенно динамичен, и в ближайшие годы мы будем наблюдать изменение текущей ситуации».
Кредитные отношения
В 2024 году россияне стали чаще покупать автомобили именно в кредит.
По данным Национального бюро кредитных историй (НБКИ), в январе-мае 2024 года было выдано автокредитов на сумму 923,8 млрд рублей, или на 107% больше, чем за аналогичный период прошлого года (в январе-мае 2023 года – 446,4 млрд руб.).
Количество автокредитов тоже пошло на рекорд. В январе-мае их было выдано 646,4 тысячи единиц – это на 87,7% больше по сравнению с аналогичным периодом прошлого года.
Количество выданных кредитов на приобретение новых авто в мае 2024 года составило 123,1 тысячи единиц, или 80,7% от общего объёма выданных автокредитов. Это, отмечают в НБКИ, максимальная доля новых авто за последний год.
«Столь значительные темпы роста объёмов выданных автокредитов в I квартале 2024 года объясняются прежде всего эффектом низкой базы из-за дефицита новых автомашин в начале 2023 года, – отметил директор по маркетингу НБКИ Алексей Волков. – При этом в начале текущего года на динамику увеличения объёмов выдачи автокредитов влияло несколько факторов. Прежде всего это продолжавшийся в I квартале 2024 года рост продаж новых автомобилей, массовые поставки которых возобновились с весны прошлого года».
Кроме того, это изменение с 1 апреля порядка начисления утилизационного сбора, которое, по мнению многих покупателей, может привести к росту цен на автомобили. Стоит также выделить всевозможные акции и скидки от дистрибьюторов, которые старались сократить затоваренность собственных складов.
В свою очередь, проанализировав портрет автовладельца в разных регионах России, «Росбанк» выяснил, что чаще всего в кредит покупают машины мужчины. Основную группу составляют заёмщики в возрасте 30 – 50 лет. Более 70% – это семейные люди с высшим или средним образованием. Медленно, но верно увеличивается доля заёмщиков‑женщин. При этом женщины предпочитают покупать подержанные авто.
«Ещё один заметный тренд – увеличение в 2,75 раза количества молодых заёмщиков в возрасте около 23 лет, – сообщили в «Росбанке». – В 1,8 раза чаще они стали покупать новые машины и в 8 раз чаще – подержанные».
В ПФО средний возраст заёмщика составляет 41,4 года. Основное изменение в портрете – увеличение количества клиентов с высшим образованием на чуть более чем 3%.
С 1 июля оформить автокредит или потребкредит, чтобы купить авто, стало сложнее. Это связано с решениями Центробанка, который повысил надбавки к коэффициентам риска по необеспеченным потребкредитам и установил надбавки по автокредитам. Это сделано, чтобы снизить долговую нагрузку на россиян. В результате, считают в ассоциации «Российские автомобильные дилеры», отечественный авторынок может сократиться на 8 – 10%.
Что касается стоимости автомобилей, то многое будет зависеть от курса валют. Если рубль останется стабильным, то и роста цен ожидать не стоит. Более того, цены на авто могут незначительно, но снизиться, если доля доступных автомобилей продолжит увеличиваться.