Просто Манижа: удастся ли певице из соцсетей покорить «Евровидение»
Газета "Новое дело" №19 от 20.05.2021
Подписка на газетуЕщё немного, и разрешится главная музыкальная интрига даже не одного, а последних двух лет. В эти выходные в Нидерландах состоится финал конкурса «Евровидение», который в прошлом году был отменён из-за коронавируса. Неожиданно для многих Россию там будет представлять 29-летняя певица Манижа, которую до недавних пор знали в основном пользователи Инстаграма. Девушка из Таджикистана с необычным именем и внешностью споёт песню с говорящим названием «Русская женщина» (Russian woman). Сама она относит себя именно к таковым.
«Титанический» труд
Жить, преодолевая трудности, – этот девиз большинства русских женщин у Манижи, кажется, в крови. Хотя родилась она не в России, а в Таджикистане. «У нас очень сильные женщины, которые многое делали и делают», – призналась певица в одном из интервью.
Её прабабушка была одной из первых женщин в Средней Азии, которая сняла паранджу и заявила, что будет работать. Из-за этого у неё отобрали детей, которых она с большими усилиями вернула. Дедушка Манижи – Тоджи Усмон – таджикский писатель, собравший биографии и стихи средневековых поэтесс в одну книгу «23 жемчужины Востока». В честь него даже установили памятник и назвали улицу в городе Худжанд. Бабушка певицы работала психиатром. Родители Манижи – тоже глубоко интеллигентные люди. Мама по образованию физик-ядерщик, папа – врач.
Бороться за жизнь Маниже пришлось буквально с первых же минут появления на свет. Вскоре после родов девочка пережила клиническую смерть и впала в кому. Она была настолько слаба, что матери советовали отключить её от аппарата жизнеобеспечения. Но она отказалась. И малышка справилась.
Когда Маниже было полтора года, её родители вынуждены были бежать из Таджикистана. После развала Советского Союза началась гражданская война, а им надо было кормить пятерых детей. Они переехали в Москву, где не было ни жилья, ни прав, ни работы. Хватались за что угодно. Мать Манижи мыла полы в подъездах и продавала футболки в переходах. А потом взялась за изготовление одежды сама. И в школу, и в садик Манижа попала только за взятку – ни прописки, ни гражданства у неё не было. Из-за того, что она плохо знала русский, её постоянно дразнили сверстники. Но Манижу это не обижало. Она росла весёлым и жизнерадостным ребёнком, с удовольствием училась и занималась творчеством.
Музыкой Манижа увлеклась ещё в 6‑летнем возрасте, когда, насмотревшись «Титаника», раскидывала руки и пела знаменитый хит Селин Дион – My heart will go on. Способности девочки заметила бабушка, которая и отвела её на занятия вокалом. Для мусульманской женщины это был очень смелый поступок. Отец Манижи этого увлечения не одобрял. Вскоре после переезда он ушёл из семьи и долгое время не общался с дочерью. А Манижа взяла себе бабушкину фамилию Сангин.
Первый раз перед публикой она выступала на школьной сцене. Спела всё тот же хит из «Титаника», а потом расплакалась: зал сидел в оцепенении, и ей показалось, что песня никому не понравилась. Но мама объяснила девочке, что всё наоборот.
С 12 лет Манижа стала участвовать в различных фестивалях и конкурсах.
«Они учили меня правильному соперничеству. Я видела, что кто-то поёт лучше, – и стремилась петь ещё лучше», – рассказывает она.
Её поддерживали мама и бабушка. Вместе они объездили всё ближайшее зарубежье – Ригу, Эстонию, Болгарию. Манижа вспоминает, что очень любила эти поездки: мама шила ей необычную одежду, и на сцене, в отличие от школы, она могла быть самой собой.
В классе отношения со сверстниками у неё так и не сложились, но зато талантливую девочку заметили продюсеры. Вскоре школьница оказалась в мире большого шоу-бизнеса. Это был шок…
Отформатировали
Свобода самовыражения для Манижи закончилась сразу. Продюсеры начали её переделывать: слишком необычная внешность, слишком взрослый для девочки голос, слишком странные наряды. Ей высветлили волосы, подобрали женственные платья и даже придумали другое имя, чтобы уйти от ассоциаций с мусульманством. Так Манижа стала Ру.Колой.
О собственном репертуаре не было и речи. Ру.Коле напомнили, что даже Кристина Агилера записала свои песни только в 3‑м или 4‑м альбоме. Постепенно её популярность набирала обороты. Днём Манижа была прилежной студенткой-будущим психологом, а вечером отправлялась в студию, где становилась совершенно другим человеком. Знакомые ребята слушали песни Ру.Колы и совершенно не подозревали, что она учится с ними в одном институте. Быть в чужом образе ей не нравилось, но у популярности обнаружился приятный бонус – деньги. В то время она давала не менее десяти концертов в месяц и получала за каждый по 10 тысяч евро.
«Я зарабатывала больше, чем сегодня», – признаётся певица. Но денег всё равно не хватало – в раскрутку требовалось вложить ещё больше.
Манижа признаётся, что была просто поражена масштабами коррупции в шоу-бизнесе. За то, чтобы песня попала в ротацию на радиостанцию, нужно было платить. Честно конкурировать было практически невозможно – платили все. При этом надо было ещё и попасть в формат: на радиостанциях могли попросить петь потише или изменить слова. По некоторым данным, на раскрутку Ру.Колы ушло порядка миллиона долларов. И Манижа говорит, что её семья до сих пор выплачивает эти долги.
Она выдержала только три года такой жизни, после чего приняла решение уйти из проекта. Это было настоящее эмоциональное дно, оттолкнуться от которого оказалось непросто…
Расставила сети
Она ушла в никуда, в полном опустошении. Пробовала себя в других музыкальных проектах в Санкт-Петербурге, Лондоне, Нью-Йорке. Но все они не имели успеха.
Манижа не знала, куда двигаться дальше – ни в жизни, ни в творчестве. Родные уже начали предлагать ей сменить род занятий, да и сама она всё чаще подумывала об этом. А пока ради развлечения начала выкладывать забавные ролики в Инстаграм. До этого вести активность в соцсетях ей запрещали музыкальные контракты. Освободившись от этих условий, Манижа стала записывать ролики с кавер-версиями известных хитов. Они были абсолютно любительскими: девушка просто приматывала телефон скотчем к штативу и пела. Выкладывала видео в основном для своих друзей, но с каждым днём подписчиков становилось всё больше. Манижа стала устраивать еженедельные голосования – какую песню записать следующей. Число подписчиков продолжало расти в геометрической прогрессии.
В конце 2016 года Манижа без поддержки каких-либо звукозаписывющих студий выпустила Instagram-альбом Manuscript. По сути, она была первой российской исполнительницей, кому удалось стать настоящей звездой только благодаря соцсетям. В 2017‑м она уже пела на сцене Ледового дворца в Санкт-Петербурге и Колонного зала Дома союзов, а ещё через год пела в «Олимпийском» на юбилее MTV.
Сейчас Манижа нарасхват. По некоторым данным, одно её выступление стоит от 500 тысяч до 1 миллиона рублей. Однако значительная часть средств уходит на запись альбомов, зарплату команды и благотворительность.
Она не жалеет времени и сил, продвигая любые социальные идеи – интеграция мигрантов, домашнее насилие, поддержка сексуальных меньшинств. По приглашению Чулпан Хаматовой Манижа стала амбассадором фонда «Подари жизнь», собирает деньги на лечение больных детей, привлекая молодёжь к идеям благотворительности.
А вот на личную жизнь, судя по всему, времени не остаётся. Манижа признаётся, что когда-нибудь в будущем хочет детей, но пока у неё нет даже официального жениха.
Сейчас у неё новая важная миссия – достойно представить Россию на «Евровидении». И это на фоне неутихающих скандалов – многие сочли песню Манижи откровенно издевательской по отношению к национальным ценностям, а поведение певицы на сцене – «безобразным гримасничаньем». Под напором общественности она даже изменила некоторые слова.
«Каждая русская женщина обязана знать – ты достаточно сильна, чтобы проломить любую стену», – поёт теперь Манижа в своей конкурсной песне. Удастся ли ей пробить стену «Евровидения», узнаем совсем скоро.
Лариса ПЛАХИНА