Почему Владимир Путин взялся за систему российского образования?
Газета "Новое дело" №8 от 02.03.23
Подписка на газетуНастоящей сенсацией стало одно из положений недавнего послания Владимира Путина к Федеральному собранию. Президент предложил отказаться от Болонской образовательной системы. «Предлагаю вернуться к традиционной для нашей страны базовой подготовке специалистов с высшим образованием. Срок обучения может составить от четырёх до шести лет», – заявил Путин…
Среди специалистов по этому поводу развернулась бурная дискуссия в социальных сетях. Вот только один пост:
«Вот так вот! Сначала резко угробили старую проверенную десятилетиями советскую систему и перешли на новую. Теперь, спустя без малого 30 лет, вернулись к системе старой. Осталось понять, стоило ли в своё время городить огород и западать на сомнительное заграничное новшество? Это что, морок был какой-то?».
Хотели как лучше…
И действительно, ведущие учёные и преподаватели России всегда были категорически против Болонской системы, которая в России была внедрена в 2003 году. А сама история вопроса такова – в июне 1999 года министры образования 29 государств Европы собрались в итальянском городе Болонья, где подписали декларацию «Зона европейского высшего образования». Европейские страны тем самым решили подтянуть до нужного им уровня образование детей мигрантов, которые прибыли в Евросоюз из государств третьего мира: отучившись четыре года и став бакалаврами, они получали необходимый минимум знаний для высшего образования. Таким образом, за 10 лет после введения Болонской системы число людей с высшим образованием в Европе увеличилось с 15 до 65%.
Нужна ли была эта система России, с её качественным и массовым высшим образованием, доставшимся от Советского Союза? Очевидно, что нет! Однако наша страна всё равно ратифицировала Болонскую европейскую декларацию: в наших вузах ввели бакалавриат (первые три-четыре года обучения) и магистратуру (последующие два года). Якобы это должно привести российское высшее образование к лучшим европейским стандартам. А ещё нам обещали интеграцию в мировую систему образования – по словам одного из лоббистов Болонской системы, «унифицированные стандарты учебного процесса позволят получить степень бакалавра в России, а магистратуру окончить, например, в Европе».
Однако по факту эти ожидания так и не оправдались. Возможность учиться в «лучших европейских вузах» получили буквально единицы (главным образом дети богатых родителей). Так же дело обстоит и с российской магистратурой, фактически полностью платной и потому недоступной для большинства студентов. А вот качество образования большинства выпускников-бакалавров упало до критических отметок.
Депутат Государственной Думы и известный публицист Анатолий Вассерман как-то метко заметил, что у Болонской системы есть один очень серьёзный недостаток: «она, говоря языком афоризмов, ставит телегу впереди лошади. То есть три-четыре года (бакалавриат) будущему специалисту преподают некие практические компетенции без серьёзной теоретической основы, и только в магистратуре углублённо изучают теорию. Должно же быть, по логике, наоборот».
Потому в итоге получили то, что получили. К примеру, однажды «Международная организация экономического сотрудничества и развития» протестировала студентов и школьников из 41 страны мира на знание математики. Результаты для нашей страны, когда-то одной из ведущих мировых держав в знании точных наук, оказались плачевными. Мы заняли позорное 36‑е место, оказавшись где-то между Турцией и Индонезией…
Кроме того, за четыре года просто невозможно подготовить полноценного специалиста. «Бакалавра справедливо воспринимают как недоучку», – говорил в интервью нашей газете ещё в 2007 году ныне покойный ректор Нижегородского политеха Владимир Петрович Кириенко. Такого же мнения придерживался и ректор МГУ Виктор Садовничий, который в 2016 году высказал мнение, что российским высшим учебным заведениям стоит отказаться от Болонской системы, а само её введение назвал ошибкой – по его словам, необходимо вернуться к дореформенному четырёх- шестилетнему обучению…
Однако специалистов долго никто не хотел слышать. Потому что нашу систему образования долго курировали люди вроде недоброй памяти министра Андрея Фурсенко…
Очень шустрый комсомолец
Этот человек в своё время вызывал такой же негатив в нашем обществе, как, например, «отец» приватизации Анатолий Чубайс, по дешёвке разбазаривший единую когда-то государственную собственность, или министр социального развития Михаил Зурабов, проваливший пенсионную реформу и ликвидировавший многие социальные льготы населения.
Андрей Фурсенко родился и вырос в Ленинграде, учился на механико-математическом факультете университета. В науках он особо не преуспел, зато отличился на другом поприще. «Это было что-то такое высокое, тощее и лопоухое, – вспоминала в интервью изданию «Современник» одна из однокурсниц Фурсенко. – Он был всё время занят комсомольской работой и всё время бегал по коридору».
Свою комсомольскую деятельность Андрей Фурсенко продолжил и в физико-техническом институте (ФТИ) имени А. Иоффе, куда попал после университета. И когда в 1991 году он пожелал уйти с научного поприща в нарождающийся бизнес, то директор института, будущий лауреат Нобелевской премии Жорес Алфёров, не стал держать этого «доктора».
Скорее всего, это говорит о том, что как учёный Фурсенко ценности не представлял, а держался в институте исключительно благодаря своим связям в комсомольских и партийных кругах. Эти же круги, уже после развала Советского Союза, ввели Фурсенко в группу деятелей, где главную скрипку играли главный приватизатор Анатолий Чубайс и министр финансов Алексей Кудрин, яркие представители либеральной элиты постсоветской России. Эти же либералы в 2004 году и возвели Фурсенко на должность министра образования и науки РФ…
Когда-то российское образование по праву считалось одним из лучших в мире. Построенное на принципах русской классической гимназии, предполагавшей преподавание самого широкого круга предметов, оно в своё время выдвинуло страну на передовые позиции мирового научно-технического прогресса. Когда мы в 1957 году запустили первый спутник Земли, американцы пришли к выводу, что главной причиной успеха русских стала сильная школьная программа, которая готовила не только знающих, но и творчески мыслящих людей.
Говорят, что в специальном докладе президенту США так и было сказано: «Русские обогнали нас за партой». Примерно то же самое можно было сказать и про наши вузы, чьи выпускники не раз удивляли мир своими открытиями в самых различных отраслях человеческих знаний.
В общем, образование, доставшееся современной России с прежних времён, было по-настоящему бесценным кладезем, которое новым властям стоило лишь как следует укреплять и развивать. Но вместо этого Фурсенко стал его разрушать…
Началось всё с введения пресловутого единого государственного экзамена (ЕГЭ) для выпускников школ, прозванного в народе «угадайкой». Весьма образно эту реформу охарактеризовал известный российский тележурналист Владимир Соловьёв: «Министр Фурсенко довёл нашу страну до того, что при слове ЕГЭ любого нормального человека начинает трясти от бешенства. В нашей стране жили люди, умеющие думать, анализировать… Теперь эти люди будут сломаны ЕГЭ, ибо в школе детей учат не мыслить, не доказывать свою точку зрения, а только угадывать ответ. Кого мы воспитаем? Какое будущее смогут построить эти дети, когда вырастут?».
Следующим шагом стало введение Болонской системы, которая нанесла удар уже по нашему высшему образованию. Когда Фурсенко спросили, зачем надо было разрушать прежнюю образовательную систему, он цинично ответил, что прежняя система образования была «плоха» тем, что растила творчески развитых людей, а сейчас, мол, следует растить неких «квалифицированных потребителей» западного образца…
…Фурсенко ушёл со своей должности десять лет назад, но понадобилась специальная военная операция на Украине и максимальный разрыв с Западом, чтобы Кремль, наконец, обратил внимание на изъяны его «реформ». Очень надеюсь, что следующим шагом станет избавление школ от ЕГЭ – потому что «угадайка» составляет с Болонской системой одно негативное целое. А самого Фурсенко стоит уже сегодня призвать к должному ответу – ведь его «реформы» не только нанесли ущерб образованию, но и обошлись России в очень кругленькую сумму…
Ранее на сайте pravda-nn.ru сообщалось, что Владимир Путин рассказал о новом этапе развития российской экономики.