«Работать было сложно, но интересно»: ветеран из Навашино создавал понтонные переправы для военных
Газета "Нижегородская правда" №71 от 30.11.22
Подписка на газетуАнатолий Алексеевич Захаров – человек в Навашине известный и очень уважаемый. Вся его жизнь связана с Навашинским судостроительным заводом «Ока», где ему пришлось сдать не один экзамен на прочность. В то же время судьба предоставила ему немало шансов проявить себя и в других сферах.
В курсе событий
Анатолий Алексеевич – удивительный рассказчик, слушать его можно бесконечно. Он читает наизусть стихи, знает десятки романсов, а уж сколько его память хранит исторических фактов, легенд, баек – не сосчитать. Между тем 14 ноября ему исполнилось 90 лет. Так держать!
«Я родился в посёлке Липня, – говорит он. – Интересное место, основано было ещё в XVII веке, спустя пару сотен лет, при строительстве Мордовщиковой судоверфи, возник посёлок Мордовщиково. Со временем они и были объединены в город Навашино».
Историю Анатолий Алексеевич любит. Только при нашей встрече разговор зашёл о её нескольких, совершенно разных страницах. Вспомнили, как в 1377 году на реке Пьяне монголо-татары нанесли поражение русским дружинам во главе с нижегородским князем Иваном Дмитриевичем. Каким неординарным правителем был Пётр I. Какие события сопровождали процесс развала СССР и многое другое. С особой гордостью Анатолий Алексеевич говорил о героизме наших солдат в годы Великой Отечественной войны…
«У меня сейчас проблемы со зрением, читать много нельзя, но я всё равно в курсе всех международных и российских событий, – замечает ветеран. – Привык к этому. Я всегда принимал участие в работе парткома, завкома завода, был пропагандистом сети партийного просвещения, избирался депутатом районного Совета народных депутатов».
От драмкружка до «Лебединого озера»
А ещё Анатолий Алексеевич всегда поддерживал и развивал художественную самодеятельность. Сам ещё в юности увлёкся театром, ходил в местный драмкружок, который работал в клубе.
«Я туда по блату попал, у меня старший брат в нём занимался, – смеётся наш герой. – Руководил драмкружком замечательный специалист Георгий Сергеевич Русаков. Был также в клубе ансамбль песни и пляски, там с нами занимался Владимир Иванович Мольков. Клуб вообще был средоточием всей культурной жизни Навашина. Помню, как-то с концертом приехали к нам военные. Так нам с братом хотелось его посмотреть, а билетов не достать. В итоге мы нашли лазейку, проползли под сценой и оказались в зрительном зале».
Любовь к сцене Анатолий Алексеевич пронёс через всю жизнь. Позже, встречаясь с братом в Москве, они неизменно шли в театр – были в Большом, Малом, любили посещать Центральный дом культуры железнодорожников. А балет «Лебединое озеро» наш герой впервые посмотрел в Мариинском театре, когда был в командировке в Ленинграде.
«Мне очень хотелось увидеть «Лебединое озеро», – рассказывает Анатолий Алексеевич. – Я частенько ходил мимо театра, жил там неподалёку на квартире, но всё время давали оперу. А тут как-то иду, с утра висела афиша – опера, смотрю – вечером дают балет «Лебединое озеро»! Я тут же за билетом. Позже я понял, почему в срочном порядке решили «Лебединое озеро» дать. В СССР приехала делегация из Индонезии во главе с Сукарно, гости были приглашены в Мариинку. И хотя самого Сукарно на балете не было, всю делегацию там представляли.
К новым рубежам
К этому времени Анатолий Захаров уже был опытным специалистом. В 1951 году он окончил судомеханический техникум, пришёл на завод. Сначала трудился контролёром в отделе технического контроля судомонтажного цеха, затем перевёлся в цех № 8 технологом, через два года стал старшим инженером-технологом. Позже руководил технолого-нормировочным бюро монтажного цеха. Ему довелось поработать над созданием мелкосидящих судов типа «река-море», но основные вехи его трудовой биографии связаны с изготовлением понтонно-мостовых переправ (ПМП) для военной техники. Это было в то время, когда Анатолий Алексеевич трудился в цехе № 6 (позже – СК‑4): 12 лет был заместителем начальника цеха, ещё 22 – его руководителем.
«Переправы, которыми пользовались наши войска для преодоления водных преград в годы Великой Отечественной войны, требовали усовершенствования, – рассказывает ветеран. – Несколько лет ушло на изготовление опытного образца, и в 1963 году в присутствии Никиты Сергеевича Хрущёва его испытали на Днепре, предварив демонстрацию замечанием, что танки пойдут через Днепр через 30 минут. Хрущёв не поверил. На деле же потребовалось меньше 20 минут. После пуска сигнальной ракеты мост ПМП соединил два берега и по нему на полной скорости промчался танковый батальон. «Всех премировать!» – сказал тогда Хрущёв.
Парки ПМП, ДПП‑40, ППС‑84, ПП‑1 и другие создавались на Навашинском судостроительном заводе при активном участии Анатолия Алексеевича Захарова.
«Работать было сложно, но интересно, – говорит наш герой. – Чтобы обеспечить производство понтонно-мостовых парков, в цехе было произведено семь реконструкций. Конечно, всё это мне стоило больших нервов. Если честно, думал, не доживу до 2000 года. Дожил! А потом мне захотелось дожить до чемпионата мира по футболу‑2018. И это рубеж достигнут!»
Сегодня Анатолий Алексеевич ставит перед собой уже новые вехи. И мы не сомневаемся: он их обязательно достигнет. Уж такой у него характер: перед трудностями пасовать не привык.