Российскую нефть снова ограничили. Если ли альтернативный план у России и Запада?
Газета "Новое дело" №5 от 09.02.23
Подписка на газетуС этой недели западные страны в лице Евросоюза и «Большой семёрки» вводят санкции против российских нефтепродуктов. Как известно, в конце минувшего года эти государства ввели потолок цен на российскую нефть – перевозить и страховать её можно, но лишь в том случае, если её закупили не более чем за 60 долларов за баррель. Теперь последовали санкции против наших нефтепродуктов – бензина, дизельного топлива, керосина и т. д.
На сей раз Запад полностью отказывается от этой продукции, а для третьих стран вводит специальные ограничения. Речь идёт о тех западных компаниях, которые в пользу этих стран решатся осуществлять закупку, морскую перевозку и страховку российских нефтепродуктов. Нет, полностью им ничего не запрещают, но услуги станут возможными лишь в случае закупки нашей продукции по цене ниже установленного Западом лимита – ценовой потолок установлен на уровне 100 долларов за баррель для светлых нефтепродуктов (дизеля или бензина) и 45 долларов за баррель для тёмных (например, мазута)…
Чем это может обернуться? Наши специалисты говорят, что данные санкции более серьёзные, чем ограничения на сырую нефть – потому что диверсифицировать поставки нефтепродуктов куда сложнее. Ведь чёрное золото Россия со скидкой в полном объёме просто взяла и перенаправила из Европы в Китай, Индию и в другие азиатские страны, ничуть не снизив при этом объёмы экспорта. Но с нефтепродуктами это сделать куда сложнее.
Ибо большая часть продаж российских нефтепродуктов как раз приходилась на страны Запада. Причём конкурировали мы там с теми же азиатскими государствами, которые сами являются крупнейшими экспортёрами бензина и мазута. Так что отправить товар в Азию на сей раз не получится. Поэтому не исключено, что в ближайшее время на нефтеперерабатывающих предприятиях России произойдёт сокращение производства со всеми социальными и иными издержками…
Впрочем, как говорят специалисты:
«Есть, правда, и обратная сторона медали. Выведенную с мирового рынка российскую долю топливных поставок, скорее всего, захотят заменить как раз те же самые Китай и Индия. Но для этого их НПЗ понадобятся большие объёмы нефти. А значит, они нарастят закупки чёрного золота как раз у продающий его с дисконтом России. Что частично ослабит негативный эффект от новых санкций…».
Но мне лично кажется, что всё пойдёт по сценарию, который буквально на днях обрисовал в интервью одному из центральных изданий эксперт Фонда Национальной энергетической безопасности и Финансового университета при правительстве РФ Станислав Митрохович:
«Нам нужно снизить зависимость от западных перевозчиков, желательно до самого минимума, в перспективе – до нуля. У нас примерно то же самое происходит с нефтью. Если ещё не так давно до двух третей российской нефти морским путём перевозилось западными перевозчиками, то сейчас это где-то одна треть. Ну вот нам что-то похожее нужно сделать и с нефтепродуктами тоже».
О чём идёт речь? В связи с введением ограничений на российские нефтепродукты в Европе уже начался стремительный рост цен, особенно на дизель. Как отмечают эксперты, существует много альтернативных источников поставщиков нефти, но внутри самого Евросоюза недостаточно мощностей для производства дизельного топлива, которое европейцы теперь будут вынуждены закупать по самым невыгодным ценам.
Одной только Германии требуется 115 миллионов литров солярки ежедневно, из которых около 55 миллионов потребляют автомобили! Между тем цены на дизельное топливо в Германии сегодня на 70% выше, чем годом ранее, и продолжают быстро расти – возможен даже дефицит этого топлива. А некоторые специалисты считают, что грядущий энергокризис может оказаться очень серьёзным для всей европейской экономики. Как отмечает Международное энергетическое агентство (МЭА), европейским закупщикам теперь придётся вести жёсткую борьбу за каждый баррель нероссийского дизеля, который в связи с дальними расстояниями от производителя будет обходиться куда дороже российских аналогов.
Поэтому Запад во избежание кризиса, скорее всего, пойдёт по пути, который наблюдается сегодня в отношении ограничений на сырую нефть. Как недавно заметил британский журнал «Экономист» (The Economist), Россия сегодня вполне успешно обходит эти ограничения. И не только по причине перевода основных потоков в Азию.
Во-первых, Россия отказалась от услуг по перевозке чёрного золота со стороны западных компаний, сделав упор на свои корабли. Как раз это и имел в виду Станислав Митрохович, когда говорил о сокращении западной логистики в деле морских перевозок. Во-вторых, Россия начала вовсю использовать серых, то есть не совсем легальных перевозчиков из третьих стран мира, которые имеют огромный опыт в деле обхода западных нефтяных санкций в отношении Ирака, Ирана и Венесуэлы. Эти левые поставки идут в том числе и в сами страны Запада, который вынужден закрывать на это глаза, чтобы избежать энергетического кризиса…
…В общем, те же схемы, пусть и временно, но можно вполне организовать в торговле нефтепродуктами. Так что время для освоения альтернативных Западу рынков у нас есть. Главное – не потратить его попусту…
Ранее сайт Pravda-nn.ru рассказал, зачем российский газ хотят объединить с газом из Азии.