«С нами города становятся ближе»: как М‑12 изменит жизнь нижегородцев
Газета "Нижегородская правда" №54 от 13.09.23
Подписка на газетуСамая масштабная стройка страны. Это – о федеральной трассе М‑12 «Восток» от Москвы до Казани. Скоростная автодорога связала Московскую, Владимирскую области, а теперь путь готов и до Арзамаса. Причём гораздо раньше срока. Чтобы открыть движение по автодороге, в Нижегородскую область приехал президент России Владимир Путин.
Набрали темп
Идеально ровный асфальт, свежая разметка, барьерные ограждения, ряды мощных фонарей – ещё совсем недавно и представить было невозможно, что буквально в чистом поле появится эта суперсовременная скоростная автодорога, призванная не только взять на себя часть транспорта с давно уже перегруженной трассы М‑7 «Волга», но и значительно сократить время в пути между городами.
Старт строительства автодороги М‑12 премьер-министр Михаил Мишустин объявил в июле 2020 года. Работа закипела сразу в нескольких регионах. С сентября – в Нижегородской области.
Более 800 километров пути, почти 350 искусственных сооружений, никаких пересечений с другими дорогами, только надземные или подземные пешеходные переходы, автоматизированная система управления с датчиками контроля трафика, метеостанциями – тогда это казалась просто фантастикой. Но готовые участки протяжённостью 107 км открыли ещё в прошлом году. А теперь суперсовременная автодорога дошла от Москвы до трассы Р‑158 Нижний Новгород – Саратов у Арзамаса. А это значит, что больше половины пути уже готово. Причём гораздо раньше срока. По госконтракту сдать участок от Владимирской области до Нижегородской в рамках 4‑го этапа планировалось к июню 2024 года, а на деле это произошло уже 8 сентября 2023-го. Темп строительства набрали огромный: в две смены трудились почти 2,4 тысячи специалистов при 763 единицах техники. Круглосуточно работали три асфальтобетонных завода.
Всего же на участках трассы работали до 30 тысяч строителей и 9000 единиц техники.
Приблизили города
И вот – торжественный момент. У площадки, где собрались строители, журналисты, выстроилась колонна из восьми грузовиков, украшенных российскими флагами и растяжками с надписью «С нами города становятся ближе». Тестовый заезд у них уже состоялся.
«Дорога отличная! – поделился с нами впечатлениями водитель головного грузовика Александр Веремеев, участник строительства. – Проехал с удовольствием. Мы для этого трассу и строили».
Причём М‑12 стала не единственной «виновницей торжества». Также в этот день подготовили к открытию новый отрезок Московского скоростного диаметра, который прошёл через всю столицу, соединив трассы М‑12 и М‑11 до Санкт-Петербурга. А ещё один объект построили в Нижегородской области – южный обход Арзамаса.
Все эти участки, которые открывались в этот день, перечислили на растяжке у сцены, установленной на праздничной площадке. Здесь же смонтировали экраны для видеосвязи. Главное включение готовилось из Арзамаса. Там находились президент Владимир Путин и губернатор Глеб Никитин. А к месту открытия приехали заместитель председателя правительства страны Марат Хуснуллин, председатель правления государственной компании «Автодор», ставшей заказчиком строительства, Вячеслав Петушенко.
Пятиминутная готовность, и вот всех приветствует президент.
«Сегодня мы открываем целый ряд крупных дорожных объектов, – сказал Владимир Путин. – В эксплуатацию запускается сразу несколько участков строящейся автомагистрали М‑12 «Восток» общей протяжённостью более 300 километров. В результате Москву и Арзамас свяжет современная скоростная трасса. Она позволит ощутимо, в два раза сократить время в пути между городами».
Президент подчеркнул, что в состав трассы вошло уникальное сооружение – мост через Оку около Мурома. Переправа, соединившая Владимирскую и Нижегородскую области протяжённостью почти 1,4 км – первый мост с вантовой системой, полностью разработанной и сертифицированной в России. Раньше такие мосты строили из импортных материалов, по зарубежным технологиям, но теперь наши проектировщики и строители доказали: можем сами, причём по такой технологии, которая позволила сократить строительство на полгода.
Просто красавица
Необычен в этой трассе однако не только мост. Заместитель председателя правительства Марат Хуснуллин всю автодорогу назвал уникальной. Дело в том, что от идеи и поручения президента её осуществить до реализации прошло меньше трёх лет.
«Очень мало в мире примеров, когда дороги первого класса строились за такое короткое время», – пояснил Марат Хуснуллин.
С учётом ранее открытого участка протяжённость готового дорожного полотна до Арзамаса составила 415 километров. И каких! Марат Хуснуллин назвал трассу красавицей-дорогой.
«Причём она вся освещённая, полностью, на всей протяжённости, – рассказал заместитель председателя правительства. – Полностью построена уже и первая очередь многофункциональных центров».
Такие центры делают трассу ещё более удобной. На их территории можно заправить автомобиль, сделать покупки, поесть, отдохнуть. Есть даже большие детские площадки.
Четыре многофункциональные зоны уже открыли. Планируется, что до конца года их будет 16. По словам Вячеслава Петушенко, вложения инвесторов составят около 60 млрд рублей. Откроются тысячи новых рабочих мест.
«Пройдёт 10 лет, вы по этой дороге поедете, и здесь всё вокруг будет застроено, – сказал потом журналистам Марат Хуснуллин. – Потому что там, где дорога, там начинаются инвестиции, там начинается другая жизнь».
Пошли на подъём
В регионах, где прошла трасса, перемены уже ощутили. Например, губернатор Владимирской области Александр Авдеев на торжестве сообщил, что уже есть подъём в жилищном строительстве. А теперь, когда дорога пришла в Нижегородскую область, перемены начнутся и в нашем регионе. Трасса даст плюсы предприятиям, бизнесу, местным жителям, которые получат новую работу на различных объектах.
С открытием автодороги предполагается, в частности, развитие транспортно-логистических центров. Как сообщил министр транспорта России Виталий Савельев, такой центр будет и в Нижегородской области.
А ещё в нашем регионе ожидается большой подъём в сфере туризма.
«Это во многом связано, конечно, с тем, что трасса проходит через Арзамас, который является одним из краеугольных камней кластера Арзамас – Дивеево – Саров, – рассказал губернатор Нижегородской области Глеб Никитин. – Кстати, Дивеево и Саров, естественно, тоже станут ближе и к москвичам, и к россиянам в целом. Но Арзамас как центр кластера, находясь практически ровно посередине между Казанью и Москвой, конечно, претерпит колоссальнейшие изменения».
Глава региона подчеркнул, что перемены уже происходят. Центр Арзамаса буквально преобразился.
«Кроме того, понимая, что нужно изменять центр города, мы при поддержке правительства, правительственной комиссии реализовали проект южного обхода, – сообщил Глеб Никитин. – Это 9,4 километра трассы, которая позволяет отвести транзит с М‑12 из центра города».
И – до Дальнего Востока
Открытие сразу нескольких масштабных дорожных объектов стало событием для всей страны.
«Мы делаем ещё один значимый шаг в модернизации и расширении сети федеральных дорог, в повышении связанности наших территорий, – подчеркнул Владимир Путин. – От таких качественных, современных автомагистралей, от эффективных маршрутных, транспортных узлов во многом зависит укрепление национальной экономики и промышленности, а в конечном итоге качество жизни наших граждан, рост деловой и туристической активности».
Но работа продолжается. Более того, по словам Марата Хуснуллина, на многих участках М‑12 она кипит круглосуточно.
«Это позволяет нам надеяться, что мы в конце года поедем до Казани», – сказал заместитель председателя правительства.
Дорога соединит пять регионов, а всего в так называемой зоне тяготения новой трассы будет 17 регионов с населением 30 миллионов жителей.
Но это ещё не всё. Магистраль планируется продлить до Екатеринбурга и Тюмени, а в перспективе – до Дальнего Востока.
«У нас огромные, грандиозные планы по развитию инфраструктуры страны, – сообщил Владимир Путин. – Это касается не только автомобильных дорог».
Президент подчеркнул, что всё начинает развиваться абсолютно другими темпами при наличии транспортной инфраструктуры. А ещё напомнил поговорку: «Глаза боятся, а руки делают».
«Руки у нас у всех золотые», – подчеркнул президент.
Трасса М‑12 платная. Для владельца легкового автомобиля поездка, например, из Москвы во Владимир обойдётся в 1399 рублей, от Владимира до Арзамаса – 1422 рубля. Проезд от Москвы до Арзамаса будет стоить 2821 рубль.
На трассе М‑12 действует система «Свободный поток». Автомобили без остановок проезжают через рамки с оборудованием. Обзорная камера фиксирует факт проезда. Распознаются номерные знаки, лазерный сканер определяет габариты транспорта. Камеры и датчики определяют наличие транспондера – электронного устройства для автоматической оплаты. Специальная антенна считывает с него информацию.
Проезд нужно оплатить в течение пяти дней на сайте «Автодор – Платные Дороги» или другими способами, иначе придёт штраф: для легковых машин – 1 500 рублей, грузовых – 5 тысяч рублей.