Сама наивность: выставка необычной живописи открылась в Нижегородском художественном музее
Газета "Нижегородская правда" №48 от 16.08.23
Подписка на газетуЗабавные перерисовки картин классиков и популярных открыток, сценки из жизни советских людей, бесчисленное количество котиков и произведения, в которых зашифрованы загадки, – в Художественном музее открылась выставка живописи «Ну какой же ты наивный!». В неё вошли избранные произведения наивного искусства из собрания Екатеринбургского музея изобразительных искусств и работы нижегородских художников.
Лев, исполненный очей
При первом взгляде на некоторые картины кажется, что их нарисовал ребёнок. «Откуда дети могут знать историю Анны Карениной?», – удивлялся один из посетителей, рассматривая работу, на которой востроглазая дамочка стоит у поезда, подозрительно похожего на приготовившуюся к нападению змею. На самом деле автор работы – художник Нина Горланова, уже разменяла восьмой десяток и рисует картины не кистями, а кончиками пальцев, которые окунает в краску. Благодаря ей теперь можно увидеть, как выглядит «Судьба-индейка» или «Лев, исполненный очей», о котором поётся в знаменитой песне «Город золотой».
Так что на самом деле наивное искусство – удел взрослых людей. Самые ранние работы – копийная живопись, созданная неизвестными художниками в конце XIX и первой половине XX веков. Это копии фотографий и открыток, в числе которых есть даже работа Кустодиева «Девушка на Волге». Эту картину в 1928 году правительство подарило на интронизацию японского императора Хирохито и тиражировало на открытках. С одной из открыток наивный художник и нарисовал свою картину, превратив героиню в брюнетку и внеся необходимые, по его мнению, коррективы.
Советские загадки
Самый большой зал посвящён «советскому наиву». В него вошли картины на тему советской истории, и в некоторых есть настоящие загадки!
«Например, две работы Фёдора Каменских «Дары природы» и «День железнодорожника». В первой нужно угадать 10 даров природы, а во второй – найти 10 транспортных средств», – рассказала куратор выставки, искусствовед Ольга Ёлкина.
Угадываются они не сразу. Ещё сложнее найти котика на картине «Танцы под полонез Огинского» Вадима Колбасова, который запечатлел историю из своего детства с танцами на 23 Февраля. В картине быт отражён множеством мелочей от календаря до фарфорового сервиза.
Есть работы, которые кажутся далеко не наивными, например, картины Алексея Языкова, который свои произведения чертит! Орнамент на них так сложен, что повторить его никто не решается.
А велосипедист-путешественник, инженер-конструктор и самобытный художник Эчик Барцев в своих работах отразил историю культурной жизни Среднего Урала, показав и свои воспоминания, и верования марийского народа. На одной из работ он детально представил отличительные особенности костюма марийцев в разных регионах – от Нижнего Новгорода до Урала. Для создания этого необычного панно-карты, Эчик Барцев проехал по многим городам на велосипеде.
Наши и не наши
Вошли в экспозицию и работы из коллекции Нижегородского художественного музея. Оказывается, за всю историю Нижнего в нём было всего два наивных художника – Анна Дикарская и Владимир Мизинов.
«На работы Мизинова надо посмотреть повнимательнее: сначала лица его героев кажутся страшными, а потом просто гипнотизируют. И гадалка, и невеста, и девочка с кошкой… Мизинов – мощный художник, который нашёл себя сразу: взял кисти и краски и стал рисовать!» – объяснила искусствовед.
И действительно, необычные картины художника сразу приковывают взгляды посетителей.
Завершают экспозицию эффектные работы казанского художника Альфрида Шаймарданова: киты, плывущие по Москве-реке напротив Кремля, на картине с говорящим названием «Приплыли» и умопомрачительной красоты сказочный манул. Чтобы нарисовать его, художник специально отправился в Московский зоопарк, символом которого и является этот зверь. Но манул от него спрятался, и художнику пришлось рисовать по фото. Работа называется «Цикута», а манул похож на великого учёного Сократа, который умер от яда этого растения. Этот кот-философ стал одной из самых любимых зрителями работ на выставке, посетить которую можно до 24 сентября.
Завершается выставка залом, где расположены две работы Михаила Антонова, изображающие сцену гибели царской семьи и убийства великого князя Михаила Александровича, которые художник изобразил очень детально и натуралистично. Поэтому вход в этот уголок выставки рекомендуется только для невпечатлительных.
18+