Сергей Дмитриев: «НГТУ — мой родной дом»
Газета "Нижегородская правда" №35 от 15.06.2022
Подписка на газетуНе каждому человеку в жизни выпадает счастье оказаться на своём месте. Сергею Дмитриеву повезло: именно таким — «его» в жизни местом — оказался Нижегородский государственный технический университет имени Р.Я. Алексеева. С ним связана практически вся его жизнь. Сергей Михайлович даже называет политех своим родным домом. Трудно теперь представить, что, будучи студентом, он строил совсем другие планы. Как же получилась, что жизнь счастливо совершила нужный поворот? Об этом и многом другом мы расспросили Сергея Михайловича в канун его 65-летнего юбилея.
Базовые принципы
- Сергей Михайлович, поступая на физтех, вы хотели стать инженером-атомщиком и работать в ОКБМ. Но когда встал выбор, заниматься наукой или прикладными задачами, вы выбрали науку. Почему?
- Начать с того, что я собирался стать радиоинженером. У меня папа был радиоинженером на машиностроительном заводе. Ремонтировал всем соседям телевизоры. Часто и наш телевизор стоял открытый, без задней крышки: папа там что-то паял.
Я тоже всё время паял, с 7 лет. Как-то на школьном дворе нашёл старый плакат, наверное, 1940‑х годов «Как собрать детекторный приёмник». Я его почистил, склеил где надо. Все нужные детали у папы быстро нашёл. Приёмник собрал. Кстати, тот плакат у меня сохранился!
Собирал разные приёмники, увлёкся, у меня была дома своя радиолаборатория. Но потом меня заинтересовала информация из учебника: один коробок урана позволит атомному ледоколу обогнуть земной шар. Я узнал, что над нами живёт «секретный физик» Фёдор Михайлович Митенков, будущий академик. Бывал у него. Его супруга Людмила Ивановна — замечательная женщина, тоже физик — давала мне книги.
Я узнал про атомные реакторы, про ядерную энергетику. И это стало мне гораздо интереснее. А изучать все, что связано с атомом, можно было только на физтехе. Это был базовый факультет ОКБМ, и я хотел пойти работать именно туда. Но на 3 курсе меня привлекли к научной работе. Заведующие кафедрами физики ядерных реакторов и атомных станций тогда решили объединить усилия в области научной деятельности, начались серьёзные экспериментальные работы. Мне стало интересно.
Институт окончил с «красным» дипломом, мне предложили остаться. Сомнений не было, к тому моменту решение я уже принял: заниматься научной деятельностью.
- В 2005 году вы стали проректором по учебной работе, в 2008‑м — проректором по развитию инновационно-образовательной деятельности и директором института ядерной энергетики и технической физики НГТУ. На базе факультетов технического университета стали открываться новые институты. Укреплялась связь с промышленными предприятиями. Какие задачи вы тогда ставили перед собой?
- Мы перешли на институциональный принцип построения образовательной и научной деятельности. Первым создали институт радиоэлектроники и информационных технологий. Затем — институт ядерной энергетики и технической физики. Сегодня у нас семь институтов.
А тогда задача ставилась одна. Нас не было ни в одном рейтинге. Это сегодня НГТУ — во всех рейтингах, в том числе мировых. В области атомной энергетики мы вообще первые в России. А тогда о нас не говорили. Мы слабо выглядели. Было обидно.
Нужно было усилить научную составляющую, и за пять лет объем научных исследований мы увеличили в 10 раз. Сегодня по этому показателю на одного научно-педагогического работника мы лидеры в России. То есть эта важнейшая задача была решена, но в этом направлении мы продолжаем работать.
Научные исследования — это и имидж вуза, он важен для получения грантов, без которых развивать науку сегодня невозможно. Стали подавать заявки на различные гранты и получать их.
Активно стали заключать хозяйственные договоры с предприятиями. Наука — это не что-то оторванное от жизни. Это работы, которые необходимы нашим предприятиям и за которые они платят деньги.
Подчеркну, что у нас практически все студенты занимаются научной работой. На первом этапе это учебно-исследовательские работы. А затем в составе научного коллектива студенты работают над выполнением грантов, хозяйственных договоров. В университете действует принцип «образование через науку».
- Получив теоретическое образование, трудно сразу рассчитывать на успешную работу в высокотехнологичных областях. Как вам удалось добиться, что сегодняшние выпускники сразу интегрированы в рабочий процесс?
- Особенность нашего вуза — тесное взаимодействие с промышленными предприятиями. Нам повезло, что мы живём в городе, где много высокотехнологичных предприятий. Наша работа с ними началась с создания базовых кафедр. Это раньше выпускникам вузов, пришедшим на работу, говорили: забудьте всё, чему вас учили, начинаем всё заново. Но сегодня у бизнеса нет возможности переучивать выпускников «под себя». Поэтому базовые кафедры НГТУ есть практически на каждом из ведущий предприятий, и этот процесс не останавливается. Подписано соглашение о создании нашей базовой кафедры на НПО «Теплообменник».
Одновременно предприятия создают в университете свои научно-исследовательские лаборатории, выделяют средства на проведение конкретных научных исследований. Наши результаты внедряются. Участвующий коллектив получает зарплату, в том числе и студенты. Готовятся кандидатские диссертации по конкретной тематике. С ОКБМ, например, у нас два диссертационных совета. Требования очень серьёзные.
Сильная команда
- Став ректором университета, какую задачу вы сделали для себя приоритетной в развитии вуза?
- Для меня университет — это мой родной дом. Здесь учились мой отец, старшая сестра, я сам и моя дочь. И хотелось бы, чтобы в родном доме всё было хорошо.
Как я уже сказал, ставилась задача увеличить объём научных исследований. Но недостаточно сказать: «А давайте увеличим!» Надо создать для этого условия. Прежде всего, нужно оборудование. Стали участвовать в разных конкурсах, выигрывать крупные гранты. Раньше заявки на гранты у нас никто не писал, и было непросто преодолевать эту инертность.
Постепенно у нас стали появляться мультидисциплинарные проекты.
- И это говорит о том, что вам удалось создать отличную команду. Как можно сплотить вокруг себя коллег и партнёров, чем вы их мотивируете?
- Действительно, должна работать команда, которая разделяла бы твои взгляды. Мы делаем ставку на молодых организаторов науки России. Ребята из нашей команды прошли обучение в «Сколково», несколько человек находятся в кадровом резерве Министерства науки и высшего образования. Но самое главное — мы команда единомышленников. Мы выиграли конкурс по программе стратегического академического лидерства «Приоритет 2030». Сейчас подали заявку на участие в федеральном проекте Минобрнауки РФ «Передовые инженерные школы».
Мы управляем наукой, образованием, кадровой, молодёжной политикой. Мы создали проектный офис. Команда развивается. У нас есть амбиции.
- Одним из важных этапов вашей работы стало присвоение техническому университету статуса опорный вуз России. Что лежит в основе программы, которую вы с успехом защитили?
- Среди требований были и объём научных публикаций, и промышленные договора с предприятиями. Мы написали программу, нашли поддержку правительства Нижегородской области, промышленников.
На полученные деньги приобрели уникальное оборудование, существенно обновили свою учебно-лабораторную базу. Например, у нас появился первый в России рефрижератор, температура в котором —почти абсолютный ноль. Получили возможность заниматься новыми направлениями научных исследований.
Стали выигрывать и другие конкурсы. На сегодня мы лидеры в создании высокотехнологичных производств в промышленности. Выиграли 12 таких конкурсов только с ГАЗом их было четыре. В этом году выиграли конкурс с КамАЗом на 250 миллионов рублей.
Дорогу молодым
- Недавно вуз стал одним из победителей отбора по созданию молодёжных Лабораторий в рамках нацпроекта «Наука и университеты» Кроме привлечения в науку молодёжи, какие задачи ещё решаются при организации подобных лабораторий?
- У нас три таких лаборатории. Их цель — выполнение научных исследований мирового уровня. Две лаборатории — совместно с РФЯЦ-ВНИИЭФ, с которым мы очень активно сотрудничаем. Осваиваются новые научные направления, проводятся междисциплинарные исследования — это работа для нашей промышленности.
- Сейчас на правительственном уровне много говорят о воспитании молодых специалистов в разных областях, в том числе в секторах высокотехнологичных производств, IT-секторе. Что, на ваш взгляд, нужно делать, чтобы молодёжь, оставаясь в науке, имела возможность найти прикладное значение своим изобретениям?
- Молодёжь сейчас очень мобильная и прагматичная. И для того, чтобы она была в науке, нужно создавать условия: требуется современное оборудование и, безусловно — достойная зарплата. У нас в специальном приказе было прописано, что студенты, участвующие в исполнении хозяйственных договоров, получают зарплату. Я настаивал и требовал от подчинённых: «Платите студентам деньги!» Тогда им не придётся искать работу где-то на стороне.
- У вуза много зарубежных партнёров — и в бывших республиках Советского Союза, и, например, в Китае. Какие преимущества получает политех от международного сотрудничества?
- У нас есть контакты с 45 странами. Работаем и с Китайской Народной Республикой, и с европейскими университетами. Активно развиваем сотрудничество с Узбекистаном, Арменией. Международные контакты существенно расширяют возможности научной работы.
- Ну и в завершение, Сергей Михайлович, какая у вас мечта?
- Чтобы мы победили в конкурсе проекта «Передовые инженерные школы»! Заявки подал 91 вуз, а победителей будет только 30. Очень хочу, чтобы мы были в числе победителей. Как видите, и моя мечта тоже связана с родным политехом.
Спецпроект «Нижегородской правды», посвященный 65-летию ректора НГТУ им. Р.Е.Алексеева Сергея Дмитриева, читайте на страницах газеты.