Синдром латте: разбиремся, как и почему кофе победил чай в самоварной России
Газета "Нижегородская правда" №43 от 20.07.2022
Подписка на газетуКофейни и призывы взять кофе с собой сегодня на каждом углу. Пропустить стаканчик карамельного латте на кокосовом молоке, медового рафа на миндальном или мятного мокачино — это не просто дело вкуса, это уже стиль жизни. Картонный стакан в руке незаметно стал модным аксессуаром. Причем, такого разнообразия авторского кофе, какое есть практически в каждом российском городе, не каждый раз встретишь даже заграницей. Как и почему кофе победил чай в самоварной России?
Чай или кофе?
Утро понедельника я начинаю со стакана кофе с молоком флэт уайт. Пусть это только самовнушение, но я глубоко убеждена, что этот напиток помогает мне окончательно проснуться после выходных.
Дома и на работе у меня несколько пачек чая, но в течение дня я пью исключительно кофе. Мне так вкуснее. Но подруга Карина в своей любви к кофе превосходит меня во стократ.
«Я пью только зерновой кофе, — говорит она. — Дома у меня кофемашина, которая готовит стандартные латте, капучино, эспрессо. А вне дома я люблю пробовать разные авторские кофейные напитки с добавлением орешков, сиропов, растительного молока разных вкусов: миндального, кокосового».
Чай, говорит кофеман Андрей, сам по себе сложнее, чем кофе, а часто и дороже.
«Хороший кофе приготовит хорошая кофемашина, — говорит Андрей. — А хороший чай — нет. Что тебе предложат в кафе или даже в ресторане — чайные пакетики, даже если чай подадут в чайнике. К тому же, странно брать чай в бумажном стаканчике и с ним гулять. Чай красив и ароматен в чашке. Хороший листовой чай стоит рублей 400 – 700 за 100 грамм. Так ещё и нужно уметь его правильно заварить. Плохой кофе можно спасти сливками и сиропами. Плохой чай не спасти ничем».
Как пить дать
В результате, если внимательно присмотреться, то в Нижнем Новгороде, как и в очень многих городах России, куда не ступишь, обязательно наткнёшься на кофейню или кофейный автомат. А от разнообразия кофе, который в меню значится как «авторское» разбегаются глаза.
«Мне кажется причина популярности кофе очевидна, — считает бариста Антон Крутов. — Помимо того, что кофе на самом деле помогает проснуться, взбодриться, он может быть очень разным. Мы можем варьировать количество кофе и молока, добавлять сиропы с разными вкусами, маршмелоу, орехи, приготовить кофе на обычном молоке или на растительном — всё это про разнообразие и даже про индивидуальный подход, когда клиент просит, к примеру, добавить тот или иной сироп к стандартному капучино. Даже летом, в жару, можно не отказывать себе в удовольствии пить кофе, потому что даже со льдом он вкусный. Кофе можно наслаждаться сидя где-нибудь за столиком, а можно опять же в удовольствие пить даже на бегу. Наконец, кофе — это доступно. Даже после повышения цен стакан хорошего кофе могут позволить себе практически все. И если чай мы пьём вприкуску с чем-нибудь вкусненьким — такова традиция, то кофе — очень самостоятельный продукт и не требует дополнений».
Культура потребления
Одно из первых известных упоминаний о кофе в России относится к 1655 году, кода придворный лекарь прописал отцу Петра I «варёное кофе». Любителем кофе был и сам Пётр I.
На протяжении очень долгого времени кофе оставался элитным дорогим напитком, который пили царские особы, аристократия и интеллектуальное меньшинство.
В СССР потребление кофе практически сошло на нет. Поначалу его варили только в редких элитных столичных ресторанах. В 60‑е он начал продаваться в рознице, но был в большом дефиците. Ситуация поменялась в 90‑е, кофе стал доступнее, и россияне быстро его распробовали как следует.
«С 1991 года потребление натурального кофе росло главным образом за счёт увеличения платежеспособности населения и развития культуры потребления кофе, — отметил руководитель Центра отраслевой экспертизы Россельхозбанка Андрей Дальнов. — За последние пять лет натурального кофе стали пить на 30% больше, а главным драйвером сейчас является покупка кофе на вынос. Сейчас россиянин в среднем выпивает порядка 300 чашек натурального кофе в год, в то время как 30 лет назад за год пили по 29 неполных чашек».
Вплоть до недавнего времени Россия удерживала статус «чайной» страны. Но в 2019 году случилось невиданное. Впервые кофе обогнал чай в России по популярности. По данным ассоциации «Росчайкофе» тогда было продано 180 тысяч тонн кофе и только 140 тысяч тонн чая. И пусть в 2020‑м чай вернул себе лидерство, очевидно, что «чайный статус» пошатнулся навсегда. Или нет?
«Россия в Европе относилась к одной из двух стран, наряду с Великобританией, которые были не кофейными, а чайными странами, — подтверждает социолог Александр Прудник. — Но если в Англии чай не уступил своих позиций, россияне всё чаще выбирают кофе. Традицию потребления кофе внедрили в общество сетевые структуры общественного питания. Они в основном американские, а Америка — кофейная страна. Стандартный набор кофе различного вида, который предлагается в этих точках питания, ассоциируется со стандартами и образом жизни запада как более высокоразвитой системы социальных отношений и культуры. Всё это было перенесено и на потребление кофе».
Иными словами кофе стал предметом доступной роскоши, атрибутом хорошей жизни, которую может себе позволить даже студент. Вместе с этим после революции, говорит социолог, были утеряны традиции русского чаепития.
«С рынка исчезли качественные сорта чая и культура чаепития тоже угасла, — отметил Александр Прудник. — Кофе удобнее для современного образа жизни, когда тебе дают стаканчик с трубочкой и ты его на ходу посасываешь. С чаем так не получится. Он предполагает более спокойный, семейный, размеренный образ жизни. И сегодня чай становится частью культуры потребления элиты. Так, в кофейной Франции кофе пьёт народ, а аристократия пьёт чай».
Так что у чая ещё есть шансы вернуть себе утраченные позиции. И его возвращение может стать символом возвращения к размеренной жизни.