«Сотворившая чудо»: в нижегородском ТЮЗе рассказали историю о слепоглухой девочке
Газета "Нижегородская правда" №28 от 17.05.23
Подписка на газетуИстория о слепоглухой девочке Элен Келлер и её учительнице Энн Салливан, рассказанная Уильямом Гибсоном, не раз становилась основой для фильмов и спектаклей. Ставили её и в Нижнем Новгороде. Многим она кажется невероятной и нереальной, но в ней нет ни капли лжи. Эллен Келлер лишилась слуха и зрения в раннем детстве после болезни. Неуправляемая девочка благодаря терпению и таланту своей молодой наставницы не только научилась читать, писать и говорить, но и сама стала общественным деятелем и писательницей, чьим талантом восхищался сам Марк Твен!
Маленький мир
В спектакле, поставленном художественным руководителем ТЮЗа, режиссёром Алексеем Логачёвым, самое начало этой невероятной истории. И, наверное, никогда ещё она не была показана столь жёстко, реалистично и поэтому очень сильно.
Спектакль с первой минуты поражает своим масштабом. Великолепные декорации сразу переносят зрителя в мир богатой усадьбы. Чувство стиля художника спектакля Марии Утробиной позволило ей показать большое в малом. Здесь нет масштабных перестановок, но всего достаточно, чтобы показать неспешный, но полный драматизма жизненный уклад героев пьесы. Есть даже фонтан, который, как знаменитое чеховское ружьё на сцене, выстреливает и попадает в самое сердце зрителя.
Мир других
А сердце это будет разрываться от чувств и эмоций. Особенно у тех зрителей, кто в своей жизни столкнулся с воспитанием «особенных» детей. В героях спектакля они наверняка узнают себя. Этой историей автор, а за ним и режиссёр, объясняют, что агрессия и плохое поведение детей возникают из-за невозможности передать свои чувства и желания. Спектакль трогает до слёз и помогает понять, что жалость и любовь иногда мешают воспитанию, а забота, строгость и последовательность дают возможность произойти чуду. Осознав это, родители или педагоги могут раскрыть ребёнка. Любого ребёнка. Но часто для этого нужно полностью поменять своё мировоззрение.
Исполнительницы двух главных ролей – Элен (Анна Бледникова) и Энн (Анна Сильчук) сделали практически невозможное. Весь спектакли они именно живут жизнью своих героинь на невероятном эмоциональном и физическом максимуме. Иногда их физическое взаимодействие с рукоприкладством и тасканием за волосы просто пугает, и этот натурализм то ранит, то врачует души зрителей, для многих из которых спектакль стал откровением.
Стал он откровением и для актёров. Они не только выучили жестовый язык, но и много часов провели с директором межрегиональной благотворительной общественной организации «Сообщество семей слепоглухих» Юлией Кремневой, её невидящим и неслышащим сыном Петей и его няней Екатериной, которые вместе с сотрудниками школы для слепоглухонемых помогли режиссёру и актёрам создать правдивый спектакль.
Одна против всех
Анна Сильчук показала свою героиню решительной и бескомпромиссной и в то же время очень ранимой и нежной. Выпускница школы для слепых, потерявшая свою семью, вернувшая себе часть зрения, готова на всё, чтобы доказать себе и миру, что она сможет то, что не удавалось никому. Она противостоит семье Келлеров, которые хоть и пригласили её стать гувернанткой, но не верят, что юная учительница добьётся хоть каких-то результатов.
Келлеры вовсе не монстры, напротив, они – любящие родители, которые отчаянно хватаются за любой шанс помочь дочери, но потеряли веру. И те несколько дней, что они дают юной учительнице на эксперимент, для них важны не меньше, чем для неё.
Самой сложной в спектакле стала роль Элен. Невероятное погружение актрисы в образ её безмолвной героини, потрясает до глубины души. Каждый шаг, каждый её жест выверен и правдив. То она затравленный зверёк, не находящий выхода, то изящная, словно фарфоровая кукла, девочка в локонах и оборках. Эти переходы настолько естественно сыграны, что забываешь, что ты в театре. И испытываешь невероятное чувство, когда слышишь единственное за весь спектакль слово её героини. Слово, за которым и страдание, и преодоление, и победа. И, конечно же, чудо.
12+