Старший брат: из-за чего Виктор Сухоруков обиделся на Сергея Бодрова
Газета "Новое дело" №45 от 18.11.2021
Подписка на газетуНакануне своего 70-летнего юбилея, отмечавшегося 10 ноября, Виктор Сухоруков покинул театр Моссовета, в котором прослужил последние 12 лет. Саму круглую дату, как и предыдущие, он отметил по-тихому – без шумных празднований и застолий. «У меня каждый год юбилей, – отмахивается он. – Любой день рождения бывает впервые и в последний раз». Рядом с ним так и не появилось человека, с которым он согласился бы разделить радость по этому поводу.
Вечно молодой, вечно пьяный
Вообще сам Сухоруков уверен, что прожил несколько жизней. Та, что сегодня, – самая удачливая. Но и самая одинокая. Первая жизнь прошла, как и у большинства, стремительно и легко – школа, армия, институт, театр… Друзья, развлечения, увлечения, кураж… Закончилась эта первая жизнь, когда начинающего актёра Виктора Сухорукова выгнали из Ленинградского театра комедии за пьянку.
Завтруппой несколько раз перед спектаклями бегала за подвыпившим актёром, заставляя его глотнуть нашатырного спирта, чтобы протрезветь. В принципе, тогда в театре пили многие, но именно Сухоруков вызывал у начальства наибольшее раздражение.
А после того как он явился пьяным на спектакль, посвящённый юбилею Победы, терпение директора лопнуло. Сначала он вывесил официальное предупреждение «общественности и самому Сухорукову: в случае повтора будет уволен без предупреждения». Будущая звезда предупреждению не внял и скоро вновь повторил свой пьяный «подвиг». После этого он был с треском уволен по «волчьей статье» без права работать в театре ближайшие полгода.
Так началась его вторая жизнь, главным центром которой на долгие годы стала бутылка, а самыми близкими людьми – многочисленные собутыльники.
– Пьянство не было бунтом, – объяснял он нам в своё время. – Это было моё желание. Мне казалось, что под градусами жизнь интереснее, вот и всё. Всё достаточно примитивно – жил, как хотел.
Ни в одном театре он подолгу не задерживался. Приходилось работать грузчиком, посудомойщиком, хлеборезом.
– Как я не оказался в тюрьме – удивляюсь. Может быть, потому, что я безобиден и моё существование в обществе не несло никакой угрозы. Я был не опасен, не было вреда от меня. Может быть, поэтому и не замечали, – предполагает Сухоруков.
Именно это «не замечали», судя по всему, и ранило Сухорукова больше всего, заставляя всё сильнее и сильнее заливать боль от собственной никчёмности.
Вторая жизнь стремительно катилась под откос – старенький чёрно-белый телевизор сгорел, телефон отключили за неуплату, он собирал окурки и сдавал бутылки. Даже постоянных собутыльников почти уже не осталось. Как вспоминал Сухоруков, он «почувствовал дно своей вселенной».
За стеклом
И вот на этом самом дне на него неожиданно снизошло озарение: «Кирдык, дальше п‑ц!». Вдруг он увидел себя за стеклом, по другую сторону которого ходили люди, ездили машины, работали магазины. Мир жил и дышал без него.
– Они есть. А меня нет! – увлечённо вспоминал подробности того озарения сегодняшний юбиляр. – Я им неинтересен. Они про меня не знают. Они есть. А меня нет! Я умер! И я возмутился: «Как же так! Я здесь, суки вы окаянные! Я учился, служил, радовался, пил. И теперь вы без меня?» Рано, сказал я им, вы меня хороните. Я ещё приду, я подымусь!
Вся эта история могла бы выглядеть крайне литературно и неправдоподобно, если бы Сухоруков после этого полупьяного озарения действительно не поднялся. Путь назад занял около четырёх лет.
Поначалу актёру с сомнительной славой сильно пьющего предлагали лишь крохотные эпизодики в массовках. Но в 1989 году Судьба, вероятно, решила вознаградить Сухорукова.
Режиссёр Юрий Мамин искал актёра на главную роль в свой фильм «Бакенбарды». Дмитрий Певцов, которого он видел в роли главного героя, отказался. И, перебрав ещё несколько актёров, скрепя сердце он всё же остановился на Сухорукове. О чём ни разу впоследствии не пожалел.
Потом была «Комедия строгого режима» и ещё несколько фильмов. Но что такое народная любовь, он узнал только после картины «Брат». Именно с этого фильма, по мнению Сухорукова, и начинается отсчёт его новой, третьей жизни. Самому актёру тогда было уже 49 лет!
Люди, которые ещё вчера делали вид, что не узнают его, теперь бросались здороваться с ним, режиссёры приглашали в кино, критики восторгались талантом. Тот застеклённый мир вдруг протянул ему руки и принял к себе. И в этом мире он оказался окончательно одиноким.
Из прошлой жизни друзей практически не осталось. Бывшие соратники, коллеги, приятели да и просто собутыльники вниманием ставшего звездой Сухорукова не баловали. Актёр уверен, что они не смогли простить ему успех – «они все меня похоронили, а я воспрял, они ненавидят меня за то, что они меня не угадали». Друзей в новой жизни тоже не появилось.
Одни объясняют это ранимостью Сухорукова, другие – излишней обидчивостью, третьи – чрезмерным эгоцентризмом.
Не брат ты мне…
Именно из-за этого в своё время распались, например, их отношения с Бодровым.
Во время совместных съёмок в «Брате‑2» они много времени проводили вместе. Сергей, который уже тогда подумывал о режиссёрской карьере, даже обещал Сухорукову снять его в своём фильме. Однако в сценарии будущего фильма «Сёстры», который Сергей дал почитать Сухорукову, роли для него не нашлось. Виктора это очень задело.
Вдобавок, когда Сухоруков решил пригласить Бодрова на свой 50-летний юбилей, который, не в пример нынешнему, отмечал широко, он не смог до него дозвониться. Выяснилось, что Бодров уже давно переехал, а Сухорукова даже не предупредил.
Когда они спустя время встретились на одном из кинопоказов, Сухоруков не стал скрывать своей обиды. После фильма он демонстративно прошёл мимо Бодрова, не попрощавшись с ним. Больше они так никогда и не виделись.
– Но я же не собирался его хоронить! Мы бы помирились, – оправдывался потом Сухоруков. – Что говорить – ревновал я его. Вот и вся правда…
Со временем он научился творческому великодушию. Когда недавно ему предложили заменить в спектакле «Чапаев и пустота» севшего в тюрьму Михаила Ефремова, Сухоруков отказался наотрез. Таким образом он, по собственному признанию, вернул символический долг Михаилу Ефремову. Много лет назад Олег Меньшиков предложил тому ввестись в спектакль «Игроки» вместо отказавшегося играть в нём Виктора Сухорукова. Ефремов сам приехал к звёздному коллеге и уговорил его вернуться в постановку.
– Я не забыл Мишиного благородства, – недавно поделился Сухоруков.
Нынешний уход из театра Моссовета он объясняет проблемами в отношениях с режиссёром Юрием Ереминым и худруком Евгением Марчелли.
– Агрессивность и хамство первого, равнодушие и пустота второго меня угнетают. Они мне не по сердцу. Я не увидел в нём лидера. А мне нужен лидер, пассионарная личность, – признаётся юбиляр.
Это уже четвёртый театр, который он покинул за свою творческую карьеру.
Отношения с женщинами складывались и того сложнее. С тех пор как бывший запойный актёр Витя Сухоруков обрёл знаменитость, широкая общественность не слышала ни об одном из его романов.
Понятное дело, что домыслов по этому поводу ходило немало. Сам Сухоруков опровергать их не спешит.
– Этот социальный пробел даёт пищу домыслам, злословию, дурным фантазиям. «А почему вы не женаты? А почему у вас детей нет? А что, вы пидорас, что ли?» Да ради Бога, пусть…
Хотя женщины в жизни актёра всё же случались. Более того, именно они помогли Сухорукову увериться в своём таланте. Поскольку, по словам знаменитости, поддерживали, хвалили, благословляли. Но вот посвятить свою жизнь одной из них ему никогда даже в голову не приходило.
Он признавался нам, что с некоторыми женщинами, случалось, заходил разговор о супружеских отношениях. Но они сразу начинали говорить о его сложном характере, что знаменитого актёра страшно раздражало…
Злые языки судачат, что Сухоруков просто слишком зациклен на себе, чтобы подстраиваться под кого-то другого. Сам актёр не отрицает, что действительно не желает приносить себя в жертву ради кого-то.
– Если бы всё было вовремя, лет в 20 – 25, я бы, наверное, приучил себя делиться свободой, своим временем, растворяться в воспитании детей, не ворчать и не предъявлять претензии жене… – объясняет он. – Либо я время прозевал, либо я к этому совсем не готов. Я привык жить так, что ни одной женщине не понравилось бы.
Своего одиночества он не стесняется, да оно его, похоже, и не тяготит. Ведь у него есть востребованность режиссёров и признание публики. А большего Виктору Сухорукову, видимо, и не нужно.
Ранее сайт pravda-nn рассказал, что Александр Домогаров тоже ушёл из театра Моссовета.