Суд арестовал активы Volkswagen в России: как это отразится на сотрудниках и автолюбителях
Газета "Новое дело" №11 от 23.03.23
Подписка на газетуГромкий судебный процесс стартовал в Нижегородской области, который в итоге эхом прокатился по всей стране. Арбитражный суд региона по иску «Группы ГАЗ» арестовал все активы немецкого автоконцерна Volkswagen на территории России. Как это может отразиться на нижегородцах? И что будет с продажами немецких иномарок в ближайшем будущем? Мы разбирались вместе с экспертами.
Палки в колёса
Нижегородский суд арестовал активы Volkswagen в России по иску ГАЗа, который обвинил немецкий концерн в расторжении соглашения о сборке автомобилей в Нижнем Новгороде. Хотя договор действовал до конца 2025 года, в марте прошлого года немецкий концерн заявил о приостановке поставок и сборки машин на российских предприятиях на фоне спецоперации по защите Донбасса. Из-за этого компания понесла убытки в размере 15,6 млрд рублей.
«Группа ГАЗ» потребовала взыскать с Volkswagen эти самые миллиарды. Пока это ещё возможно сделать.
«По утверждению истца, Volkswagen Group планирует в ближайшее время окончательно уйти с российского рынка путём продажи оставшихся активов третьим лицам, – привели пример юристы «Группы ГАЗ» в исковом заявлении. – Это создаёт риск отчуждения как долей в уставном капитале ФГР, так и отчуждение отдельных активов, например, принадлежащего ему завода по производству автомобилей в Калуге».
После этого, как опасаются в компании, взыскание убытков станет невозможным.
Надавили на ГАЗ
«Фольксваген Груп Рус» прекратила производство автомобилей на заводах в Калуге и Нижнем Новгороде в марте 2022 года до особого распоряжения. В Нижнем Новгороде контрактная сборка VW и Skoda была налажена на площадке автозавода «Группы ГАЗ». Нижегородцы благополучно покупали иномарки отечественной сборки с 2011 года. Соглашение о выпуске машин действовало до 2025 года.
Всё шло как по маслу. Ещё в благополучном 2017 году стороны договорились о сотрудничестве в двух направлениях: поставки дизельных двигателей с завода в германском Зальцгиттере для ставшими популярными «ГАЗель Next» и разработке совместных проектов автобусной и тяжёлой грузовой техники. В 2018 году на ГАЗе стартовала сборка Skoda Kodiaq. Через год в Нижнем Новгороде начали производить новую Skoda Rapid, в 2020 году – Volkswagen Polo и Volkswagen Tiguan. Количество сотрудников в Нижнем Новгороде, которые могли рассчитывать на хорошие зарплаты, росло, а нижегородские автовладельцы обсуждали преимущество «наших» иномарок перед зарубежными.
Но спецоперация изменила всё. В конечном итоге «Группа ГАЗ» вынуждена была перевести площадку в режим временного простоя. Всем сотрудникам сохранили 2/3 зарплаты и соцгарантии. Эксперты заговорили о том, что немецкий концерн решился на продажу своих активов в России. И в первую очередь – завода в Калуге (до весны прошлого года там собирали Tiguan, Polo и Skoda Rapid). Предприятие, как и в Нижнем Новгороде, не работает с марта 2022 года, все сотрудники получают 2/3 от оклада.
Как нам рассказали в компании Volkswagen, для них судебные претензии ГАЗа стали полной неожиданностью.
«Нам известно об иске со стороны ГАЗа, и в данный момент мы знакомимся с материалами этого дела, – сообщили нам представители компании. – Мы удивлены получением иска от ГАЗа именно на этом этапе, учитывая, что у нас были хорошие деловые отношения на протяжении многих лет и наше партнёрство завершилось на взаимосогласованных условиях в середине 2022 года».
Сейчас Volkswagen находится в процессе подачи заявки на одобрение российскими чиновниками продажи своей доли в Volkswagen Group Rus, включая завод в Калуге с более чем 4000 сотрудников.
«Надеемся, иск не приведёт к задержке сделки, направленной на обеспечение занятости сотрудников», – сказали в компании.
Однако, по словам экспертов, подача иска ГАЗа к Volkswagen и заморозка судом российских активов немецкого автопроизводителя может затормозить его сделку по их продаже отечественному инвестору.
«Как следствие, оказывается подвешенной в воздухе не только их судьба, но и их сотрудников, – предположил в разговоре с нами кандидат экономических наук, известный российский эксперт Леонид Хазанов. – Пока Volkswagen, скорее всего, предпочтёт просто платить им зарплату, а вот если тяжба затянется, то перед ним встанет вопрос: продолжить их содержать и тем самым увеличивать собственные убытки от ухода из России или сократить (если это позволит в подобном случае отечественное законодательство)».
Что же касается автовладельцев, желающих купить новые машины, то данная ситуация, скорее всего, на них не отразится. По словам экономиста, сборка автомобилей Volkswagen и Skoda в России практически сошла на нет, и их поклонники попросту не смогут приобрести модели, сошедшие с конвейеров в нашей стране, – повезет только единицам.
…Следующее заседание суда по громкому делу назначено на 18 апреля.
Ранее на сайте pravda-nn.ru сообщалось, что сотрудники Volkswagen в Нижнем Новгороде добились более выгодных условий по увольнению.