Тайны океана: российскому подводному флоту исполнилось 115 лет
Газета "Нижегородская правда" №20 от 24.03.2020
Подписка на газетуСмелые, мужественные герои-романтики, беззаветно преданные своему делу и воинскому долгу – это всё о них, моряках-подводниках. На прошлой неделе, 19 марта, они отмечали профессиональный праздник. В этом году у представителей этих элитных подразделений вооружённых сил ещё и круглая дата – 115 лет со дня создания подводного флота России.
По указу Николая II
Начнём с истории. 19 марта 1906 года по указу императора Российской империи Николая II в классификацию судов военного флота был включён новый класс боевых кораблей – подводные лодки. К тому времени у России их было 20 – типа «Форель», «Касатка», «Сом» и «Осётр». Первая же русская субмарина «Дельфин» была построена на Балтийском заводе ещё в 1904 году. Она была создана по проекту выдающегося учёного-кораблестроителя Ивана Григорьевич Бубнова в соавторстве с капитаном первого ранга Михаилом Николаевичем Беклемишевым. Одним из её испытателей стал Анатолий Нилович Черкасов.
– Мы горды тем, что Бубнов и Черкасов – нижегородцы, – рассказывает Виталий Евстафьевич Антоневич. Подводник, капитан
I ранга запаса, председатель Нижегородского регионального отделения Общероссийского общественного движения поддержки флота о грозных субмаринах и доблестных моряках-подводниках знаёт всё.
Легендарное «Красное Сормово»
С огромным уважением вспоминает Виталий Евстафьевич завод «Красное Сормово», на котором 23 февраля 1930 года была заложена первая дизельная подводная лодка «Комсомолец» проекта «Щука».
– К началу Великой Отечественной войны в СССР было построено 212 подводных лодок, 42 из них – на заводе «Красное Сормово», – отмечает капитан I ранга. – Они отличались высоким качеством постройки и обладали колоссальной живучестью. Не случайно подводники добивались на них выдающихся побед, 11 командиров заслуженно стали Героями Советского Союза. В историю вошла знаменитая атака века, совершённая подводной лодкой С‑13 под командованием Александра Ивановича Маринеско, когда 30 января 1945 года был отправлен на дно корабль военного флота Германии «Вильгельм Густлофф». Широкую известность также приобрело потопление транспорта «Штойбен».
Сегодня макет рубки подводной лодки С‑13 размещён в Нижегородском кремле и является экспонатом военной выставки. Каждый год 19 марта здесь собираются подводники, чтобы почтить память погибших и ушедших коллег. Вот и в минувшую пятницу здесь было многолюдно: яркие воспоминания, минута молчания и алые гвоздики, лёгшие на холодный металл субмарины…
Будни подводников
Виталий Антоневич в свою первую автономку вышел полвека назад, взяв курс в район Азорских островов. Потом ему не раз доводилось беспрерывно, по 3,5 – 4 месяца нести боевую службу, зависнув где-нибудь на глубине 200 метров, имея на борту баллистические ракеты, каждая из которых была в состоянии уничтожить любой город мира.
– Матросы, которые несли службу на обычных кораблях, имели возможность после плавания привозить своим родным какие-то подарки, у нас такой возможности не было, – рассказывает Виталий Евстафьевич. – Как-то раз подходит ко мне наш матрос-нижегородец: «Товарищ капитан, скажите наши координаты – широту, долготу. Хочу подарок маме сделать. Мы ж нигде не швартуемся, и вот я у доктора взял пузырёк, налил в него забортную воду и хочу на нём обозначить, где мы находимся». Но, несмотря на ограничения, жёсткие требования к личному составу, что полвека назад, что сейчас, молодые люди стремятся попасть служить на субмарину. Моряки-подводники – это особое братство, готовое прийти на помощь в любое время дня и ночи, едва заслышав SOS.