Центры «Точки роста» меняют жизнь юных нижегородцев
Газета "Нижегородская правда" №6 от 31.01.24
Подписка на газетуРобототехника и программирование, основы финансовой грамотности и социальное проектирование – благодаря «Точкам роста» сельские школьники сегодня могут развиваться в самых разных направлениях. Эти современные центры образования цифрового, технического, естественно-научного и гуманитарного профилей были созданы в рамках федерального проекта «Современная школа» национального проекта «Образование». О том, как именно «Точки роста» меняют жизнь ребят в глубинке, мы узнали на примере нескольких школ Нижегородской области.
Дело хорошее
В Ардатовской школе № 2 центр образования естественно-научной и технологической направленности «Точка роста» был создан в 2022 году. По словам его руководителя Марианны Фадеевой, дети сразу заинтересовались новым оборудованием.
«Первую работу мы провели с десятиклассниками – исследовали микроклимат школьных кабинетов, – рассказывает она. – С помощью встроенной программы на ноутбуке ребята измерили температурный режим, освещённость и другие показатели, сравнили их с санитарными нормами. Потом подключились девятиклассники, которые решили апробировать оборудование уже на природных объектах. Они провели исследование воды в Троицком святом источнике. Результаты порадовали – вода пригодна для питья. Сделали паспорт родника. Исследованием воды занимались и пятиклассники: оборудование доступно в использовании, индикаторы легко устанавливаются».
В декабре 2023 года школьники заняли первое место на областном конкурсе проектных работ «Экологическая мозаика», на котором оценивались природоохранные и этно-экологические проекты. Педагог отмечает, что с появлением «Точек роста» дети стали активнее участвовать в олимпиадах, становились призёрами и победителями муниципального уровня.
«С появлением «Точки роста» ребята начали выбирать ЕГЭ по биологии, причём сдают с неплохими результатами, – отмечает Марианна Михайловна. – Так что «Точки роста» – дело хорошее! У детей появляется интерес к естественно-научным предметам, способность анализировать. А главное – глаза у них горят!»
От робототехники до театра
На днях в Лужайскую основную общеобразовательную школу Шахунского городского округа пришла награда за победу в международном творческом конкурсе «Престиж» в номинации «Робототехника». Ученик второго класса Кирилл Кузнецов занял второе место – за собранную модель машинки, которая ездит на аккумуляторе. Для маленькой сельской школы, в которой всего 86 учеников, это серьёзное событие.
А осенью этого учебного года четвероклассник Кирилл Энслиндер занял первое место в викторине «Время знаний» всероссийского конкурса «Окно в шахматный мир». Эти победы – результат занятий в центре образования цифрового и гуманитарного профилей «Точка роста», который действует в школе третий год.
«Детям заниматься в «Точке роста» очень интересно, – констатирует преподаватель кружков по робототехнике и шахматам для начальной школы центра «Точка роста» Ольга Тетерина. – После уроков кабинеты «Точки роста» всегда заняты, ребята с увлечением что-то творят. На робототехнике собираем конструкторы по схемам. Недавно отослали ещё одну работу на конкурс – парусник. Конкурсы ищем в интернете сами: интереснее творить, если твои работы могут где-то занимать призовые места».
Предусмотрена в «Точке роста» и программа дополнительного образования «Юный армеец». По словам директора школы и руководителя «Точки роста» Андрея Яровикова, благодаря приобретённым в рамках «Точки роста» пневматическим винтовкам и мишеням ребята стали лучше готовиться к соревнованиям. Один из модулей программы – «Юный спасатель». Школьники учатся оказывать первую помощь: делать искусственное дыхание, накладывать шины при переломах, останавливать кровотечение.
Входит в «Точку роста» и театральная деятельность. В этом году для школьного театрального кружка были приобретены сценические костюмы и поясные микрофоны. Теперь детей ничто не будет отвлекать от перевоплощения в образ героя.
«Дом будущего»
Во Владимирской школе Воскресенского муниципального округа центр «Точка роста» появился в 2021 году. Теперь её ученики успешно участвуют во многих всероссийских акциях и конкурсах. В этом учебном году команда школьников приняла участие во всероссийской креативной олимпиаде «Арт-успех» для детей в рамках всероссийской большой олимпиады «Искусство – технологии – спорт». В итоге они получили сертификат за разработку виртуальной и дополненной реальности, художественную аэрофотосъёмку, 2D- и 3D-графику.
«С использованием цифровых технологий ребята создали проект под названием «Дом будущего», – рассказала нам руководитель школьной «Точки роста» Наталья Филатова. – В разработанном ими здании для туристов, приезжающих на Светлояр, предусмотрены помещения для проведения мастер-классов, комнаты отдыха и релаксации, кафе. Я считаю, «Точка роста» – это ориентир для каждого ребёнка, который помогает ему найти свою точку роста и развиваться в этом направлении, воплощать свои самые смелые мечты».
Подтверждение тому – победы ребят. Так, старшеклассник Владимир Филатов с проектом «Робот-манипулятор» стал победителем муниципального и областного уровней всероссийского конкурса «Юный техник-моделист». Варвара Волкова победила во всероссийском конкурсе «Основы экологических знаний» с проектом «В чём соль». Старшеклассница Лейла Гумерова благодаря занятиям в «Точке роста» получила хорошие результаты на олимпиадах по биологии и химии образовательного центра «Сириус» и нижегородского Центра одарённых детей и поступила в ЦОД на естественно-научное направление. А ученики 4 – 8‑х классов приняли участие во всероссийской акции «Цифровой диктант – 2023».
По словам Натальи Филатовой, за последние два года более 130 ребят приняли участие в различных конкурсах на базе «Точки роста».
Чтобы грамотно обучать детей по программам «Точек роста», учителям тоже приходится расти: они проходят переподготовку на базе «Кванториумов», Академии Минпросвещения Российской Федерации и на других образовательных площадках.
Все о реализации национальных проектов в Нижегородской области — в разделе "Нацпроекты- людям"