Цирковая династия Чугуновых — нижегородские звёзды шоу «Песчаная сказка»
Газета "Новое дело" №6 от 17.02.2022
Подписка на газетуЭквилибристы в образах карточных мастей разъезжают по арене на моноциклах разной высоты и синхронно жонглируют булавами под музыку. Уникальный номер является одним из украшений шоу Гии Эрадзе «Песчаная сказка» (0+), гастроли которого сейчас проходят в Нижнем Новгороде. Его создатели – цирковая династия Чугуновых — титулованные артисты Росгосцирка. Корни этой удивительной семьи берут своё начало именно в Нижнем Новгороде. Мы поговорили с нашими земляками и выяснили, как в цирке рождаются номера и династии.
Семейное дело
Изначально номер состоял из трёх человек – братьев Александра и Константина и их отца, основателя династии, Виктора Чугунова. Он перестал выступать всего три года назад – в 69 лет. Сейчас в номере принимают участие уже шесть человек – два брата, их жёны и даже дети.
– Я родился в цирке, как говорят – родился в опилках, – рассказал Александр. – Папа работал в цирке, мама ездила всегда с ним, но не выступала, а была домохозяйкой. Я родился, когда папа был на гастролях в Омске, так же как и мой брат. Мы оба – цирковые дети.
Как признаются сами эквилибристы, в семье никогда не было споров и ссор с родителями по поводу выбора профессии. Вопрос просто с самого начала не стоял – Константин начал выступать с отцом уже с 11 лет, а Александр – с 17. Из всех цирковых детей он позже всех начал работать в цирке.
– Я, как обычный ребёнок, хотел быть космонавтом, потом посмотрел сериал «Крик дельфина» и влюбился в дельфинов, – признался Александр. – Года три я мечтал о том, что стану гидробиологом и буду работать в дельфинарии. А потом как-то само по себе пошло, папа учил жонглировать.
Своим семейным счастьем они тоже обязаны цирку, который и подарил им встречи со своими вторыми половинками.
– С женой мы познакомились на гастролях в Астрахани, – делится семейной историей Александр. – Она тоже цирковой ребёнок, у неё был с братом и со мной номер с тарелками. Мы поженились, а потом… развелись, разъехались, долго не общались. Она выступала в номере с братом, а потом её брат ушёл и их номер закончился. И начальство сказало ей, чтобы мы с ней вместе делали наш старый общий номер. Так нас и свело снова руководство Росгосцирка в Москве. Правильно сделали, наверное.
Сын Александра – Константин, как и его отец с дедом, тоже вырос за кулисами цирка, в вечных переездах. Он даже участвовал в семейном номере, но потом решил попробовать себя в другой сфере.
– Окончил школу с золотой медалью, поступил в институт. Два года отучился и сказал, что всё это ерунда. Как-то не прижилось, – рассказывает Александр.
В итоге Константин вновь вернулся на манеж.
Его двоюродный брат, 13-летний Леонид – уже тоже полноценный участник номера. Правда, родители не собираются давить на него в выборе профессии.
– Я вообще не настаиваю, чтобы он работал в цирке, – поделился Контантин. – Моя главная задача – до 18 лет его отучить и по возможности посвятить в семейное дело. Ему 13 лет, у него уже идёт официальный стаж. По идее, если всё будет в порядке, он сможет выйти на пенсию в 26 лет, если захочет. Если скажет «папа, я не хочу работать в цирке» – пожалуйста, иди, учись в другом месте, предлагай варианты. Нет такого, что: «ты только в цирке, мы династия, нас не волнует твоё желание». Пока всё просто идёт своим чередом.
Младший сын Константина Чугунова пока ещё совсем маленький, но когда он подрастёт, уверен его отец, тоже будет учиться жонглировать.
Смутное время
В Нижний Новгород братья Чугуновы приезжали только в отпуск. Говорят, что своим домом его не считают. Впрочем, понятие дома для них вообще довольно условно.
– Для меня дом – это гостиница, у меня всё детство в них прошло, – признаётся Александр. – Нет ассоциации с домом, куда стремишься вернуться. В детских воспоминаниях и зацепиться не за что.
Но мыслей о том, чтобы оставить эту кочевую жизнь, никогда не возникало.
– Это наша жизнь, наше движение, – улыбается Константин. – Мы живём всем этим – выступлениями, переездами. Стимулируем себя к дальнейшему развитию и дальнейшей жизни.
Арену они покидали лишь однажды в жизни – вынужденно и на время. В лихие 90‑е рушилось всё – кинематограф, театры, цирк. Не было выступлений, как следствие – и денег.
– Был период вынужденного простоя, – рассказал Александр. – У нашего номера не было гастролей месяцев шесть. Государство платило нам зарплату, но этого не всегда хватало. Мы искали подработку. Это был короткий период, связанный с трудными временами в самой стране. Но мы не искали совсем уж другую постоянную работу, а просто нужна была временная подработка – в магазине, например, или грузчиком. Ничего не получилось, грузчики из нас оказались никакие.
Похожая история с «простоем» повторилась, но уже два года назад – из-за нагрянувшей пандемии были запрещены массовые выступления, и представители творческих профессий, в том числе циркачи, остались без работы.
– Всё закрывалось, нельзя было выступать, – вздыхает Александр. – Так как мы – артисты Российской государственной цирковой компании, нам платили небольшие деньги. Молодёжи денег не хватало, они пытались, как и мы в своё время, найти какие-то подработки.
Но приживаться на других работах было нелегко.
– У нас ведь другой уклад жизни – пришёл на репетицию, отрепетировал 4, 5, 6 часов в своё удовольствие. Здесь каждому своя работа очень нравится – человек без удовольствия не станет лезть на высокую мачту, чтобы рисковать собой и выполнять опасные трюки. А тут пришлось ходить на работу к 8 утра.
Но самое тяжёлое было даже не в графике, а в невозможности выходить на манеж и заниматься любимым делом.
На манеже
По словам артистов, без любви к тому, что ты делаешь, на арене ничего не выйдет. Полюбит человек цирк или уйдёт из него навсегда, становится ясно уже в первые пару месяцев.
– Если человек протянул два-три месяца в цирке, то дальше он уже останется, и останется на всю жизнь, – рассказывает Александр. – Может уйти, где-то погулять, а потом вернётся и пойдёт участником в другой цирковой номер. Затягивает, как болото.
Как и в любом творческом коллективе, в цирке есть место и соперничеству, и интригам, и спорам между собой.
– Кто-то кого-то подсиживает, на кого-то наговаривает, так везде происходит, – поделился Александр. – В нашем коллективе нет явной борьбы, слава Богу. Хотя, с другой стороны, это, может, и не очень хорошо. Конкуренция ведь стимулирует – появляется стремление сделать новый трюк и стать лучшим.
Цирковые номера ставят режиссёры, обговаривая идею с продюсером. Каждое представление должно быть целостным, и каждый артист должен органично в него вписываться. С тех пор как семья Чугуновых стала выступать в шоу заслуженного артиста России Гии Эрадзе, их номер сильно изменился – они, как и прежде, жонглируют булавами и ездят на моноциклах разной высоты, но теперь у них совершенно другие костюмы и отдельные роли и образы для каждого участника.
– Вообще здорово, что номер изменился, – поделился Константин. – Сделали немного разных персонажей, каждый в своём стиле и в своём амплуа. Появилась индивидуальность у каждого из нас.
Сами артисты признаются – никакой опыт и никакие многочисленные репетиции не могут защитить жонглёров от волнения перед выходом на манеж.
– Какой бы ты ни был мастер, у тебя каждый раз сомнения: а всё ли получится? – рассказал Константин. – Каждый раз трясёт как в первый раз. Ну, перед премьерой, может, чуть-чуть больше волнуешься.
Семья Чугуновых будет выступать в Нижнем до конца апреля. Затем, в мае, у них планируется отпуск, а после – выступление в Рязани. Правда, планы могут поменяться, так как цирковые артисты сильно зависят от организаторов шоу. Но этой весной у нижегородцев ещё будет шанс насладиться выступлением своих земляков.
Ранее сайт Pravda-nn.ru сообщал, что в Нижнем Новгороде пройдут гастроли Московского Губернского Театра.