Учиться «Новым возможностям»: почему образование для людей любого возраста набирает популярность в России
Газета "Нижегородская правда" №101 от 23.12.2020
Подписка на газетуКак бы мы не относились к дистанционному образованию, но сегодня это наша реальность. Нижегородскому университету имени Лобачевского удалось в полной мере использовать все преимущества дистанта при создании современных программ непрерывного образования в рамках федерального проекта «Новые возможности для каждого», входящего в национальный проект «Образование».
Литература в цифровом пространстве
Дистанционным образованием университет имени Лобачевского занялся ещё до пандемии коронавируса. Два года подряд вуз выигрывал гранты по программам непрерывного образования для работников вузов, школ, организаций дополнительного образования и профессионального обучения. По словам профессора кафедры русской литературы института филологии и русской литературы
ННГУ имени Лобачевского Ирины Юхновой, в этом году курс по преподаванию литературы в дистанционных технологиях у них прошли сотрудники вузов из нескольких регионов России, а также учителя средних школ, которые столкнулись с проблемой дистанта.
– В прошлом году в декабре мы обучили по нему Владимирский государственный университет, Национальный исследовательский Мордовский государственный университет и наш педагогический университет имени Минина, – рассказала нам Ирина Юхнова. – Тогда ещё никто не ожидал, что случится коронавирус и все мы мгновенно перейдём на дистант. Ещё велись дискуссии, что хорошо, а что плохо в дистанционном образовании. Но когда в апреле мы перешли на локдаун, всё то, чему мы научились в декабре, оказалось очень востребованным. То, что рассматривалось как возможность, стало реальностью. Конечно, это не значит, что мы считаем, что удалённое обучение способно заменить обычное, традиционное, но новые возможности дистанционных технологий мы осознали.
Для «особенных» студентов
Университет планирует реализовать в рамках проекта «Новые возможности» 57 программ повышения квалификации. Одна из них – «Организация инклюзивного образования в вузе». По словам слушателя курса, сотрудника университета имени Лобачевского Марины Рощиной, такие знания позволяют профессорско-преподавательскому составу понять, с какими особенностями студентов они могут столкнуться в своей работе.
– В университете могут учиться, например, студенты с нарушениями зрения, и преподавателю надо знать некоторые нюансы, чтобы не оказаться в нелепой ситуации, – говорит Марина Рощина. – Например, слабовидящий человек хотя и видит, но может не узнавать при встрече и поэтому не здороваться. Бывает такое нарушение, как тоннельное зрение, когда острота зрения приличная, но поля зрения сужены. В этом случае человек может видеть на доске только отдельные фрагменты записи, а выходя к доске, он будет запинаться о стулья, которые не вписываются в его поле зрения.
Есть нюансы и при дистанционном обучении – например, студенты с нарушениями зрения не смогут рассмотреть на мониторе картинку, им нужно предоставлять возможность работать только с текстом.
Дистант по здоровью
Обучающие программы в основном направлены на формирование профессиональных навыков в сфере цифровых технологий, на внедрение современных дистанционных технологий в образовательный процесс, в том числе для обучения инвалидов и людей с ограниченными возможностями здоровья.
Разработаны курсы по обучению здоровому образу жизни, повышению экономической грамотности, по вопросам правозащитной деятельности, а также повышения квалификации руководителей и сотрудников организаций различных форм собственности.
Слушателями курсов университета по программе «Новые возможности» станут более 8500 человек из более чем 40 субъектов Российской Федерации. И география курсов постоянно растёт.