Удалëнный код: как год работы на дистанте изменил нижегородские предприятия
Газета "Деловая Газета НП" №25 от 12.04.2021
Подписка на газетуГод назад в нашем лексиконе и жизни появилась удалёнка. Когда грянул локдаун, бизнесу и предприятиям пришлось экстренно перестраивать работу. И то, что поначалу казалось невозможным, сегодня в порядке вещей. По мере того как эпидемиологическая обстановка улучшается, офисы снова заполняются сотрудниками. Но уже понятно, что так, как раньше, больше не будет.
Длинная дистанция
Когда президент Владимир Путин объявил о введении режима нерабочих дней, бизнесу, промышленным предприятиям пришлось в считаные дни перестраивать рабочие процессы. Если для одних локдаун фактически стал приговором, то для других нашёлся выход в виде удалённой работы.
Конечно, слесаря или фрезеровщика, которые работают в цехах, на производстве, перевести на удалёнку невозможно. Но даже на промышленных предприятиях распробовали дистанционнный формат, отправив работать из домашних офисов бухгалтерию, кадровые и конструкторские службы и т. д.
Например, на Горьковском автомобильном заводе на удалённый режим работы перевели офисный персонал «за исключением минимального количества сотрудников, без которых невозможна организация рабочего процесса на местах».
Но сейчас, когда пандемия уходит в прошлое, в офисы возвращается жизнь.
По данным службы исследований hh.ru, 22% жителей Нижегородской области, работающих по найму, уже вернулись в офис. Ещё 15% начали работать в гибридном формате, то есть несколько дней удалённо, несколько дней в офисе. Также 25% продолжают работать из дома. Примечательно, что 37% опрошенных так и не узнали, что такое удалёнка.
Опрос показал, что четверть мужчин не могут в домашней обстановке сконцентрироваться на рабочих задачах. Но основные минусы, которые называли респонденты, – это смешение рабочего и личного времени и отсутствие живого общения с коллегами. В необходимости офлайн-встреч уверенны 43% опрошенных. По их мнению, так лучше генерируются идеи и легче принимаются решения. Чаще всего важность встреч офлайн отмечали нижегородцы старше 55 лет.
– Говоря о тех, кто полностью находится на удалёнке, только 4% хотят выйти в офис на постоянной основе, треть предпочитает частичный выход. Больше всех хочет посещать офис бухгалтерия. Вероятно, это связанно с тем, что бухгалтерия выполняет большой объём работы с документами, – отметила руководитель пресс-службы HeadHunter по Поволжью Анна Буслова.
Вышли в плюс
По мнению генерального директора Нижегородской ассоциации промышленников и предпринимателей (НАПП) Валерия Цыбанева, в сфере услуг, редакционно-издательской или рекламной деятельности удалёнка может укорениться, но на промышленных предприятиях, «как только жизнь вернётся в нормальное русло, директора отправят удалёнку на складскую полку до нового кризиса».
– Удалённая работа – это механизм выживания предприятий в особых условиях, приближённых к боевым, – отметил Валерий Цыбанев. – На очень многих предприятиях инфраструктура электронного взаимодействия закрытая, внутренняя, не имеющая возможности внешнего выхода по соображениям безопасности или коммерческой тайны. То есть предприятиям в кратчайший срок пришлось создавать эти самые системы удалённого доступа, обеспечивать технически и обучать персонал, что было реализовать также весьма непросто. Поэтому трудно представить, что после снятия всех ограничительных мер и перехода к нормальному «мирному» ритму работы предприятия сохранят удалённый режим для своих сотрудников. Другое дело, что сложившийся удалённый формат привнёс много новшеств промышленникам. Если раньше на предприятиях собирали десятки специалистов на совещания, то теперь эти мероприятия научились проводить в формате видеоконференций, что во многом гораздо эффективнее очных заседаний. И именно формат видео-конференц-связи позволял специалистам предприятий, работающим удалённо, проводить встречи и вырабатывать коллегиальные решения. Потому понятно, что проведение различных мероприятий в формате видеоконференции в определённых рамках сохранится на предприятиях и даже будет развиваться.
Ещё одним плюсом, который возник вследствие удалённой системы работы промышленных предприятий, по мнению председателя НАПП, можно считать оптимизацию всех систем электронного документооборота, который теперь просто стал жизненной необходимостью.
Новый офис
И всё же на некоторых предприятиях работа уже никогдаи не будет прежней. К примеру, на «СИБУРе» внедрили новую концепцию работы офиса.
– В основе подхода – меньшее количество личных кабинетов и выделенных рабочих мест, больше незакреплённых рабочих мест и пространств для коворкинга, в том числе для укрепления социальных связей не только функциональных, но и проектных команд, для обучения и коллаборации при одновременном соблюдении рекомендуемых мер обеспечения безопасности сотрудников, – рассказал руководитель региональной пресс-службы «СИБУРа» Дмитрий Шадымов. – Также часть сотрудников вне зависимости от эпидемиологической ситуации продолжает работать удалённо. В новом гибком подходе сотрудники гибридного формата работы могут в специальной IТ-системе забронировать свободное место в офисе на то количество времени, которое необходимо ему для работы. Благодаря защищённому мобильному офису сотрудники в дистанционном режиме работают со всеми необходимыми корпоративными системами, на качество рабочего процесса новая реальность практически не повлияла.
Наряды-допуски теперь оформляются дистанционно с помощью электронной подписи. На производствах «СИБУРа», где проходят остановочные ремонты и другие работы, требующие участия внешних консультантов, используется инструмент «Удалённый эксперт AR», работающий на основе технологий дополненной реальности. Он позволяет провести все необходимые консультации дистанционно.
Получается, удалёнка не просто сделала нас гибче, но и трансформировала рабочие процессы. Это тот случай, когда кризис подарил новые возможности.