В каких ролях Леонид Куравлёв снялся случайно, а от каких отказался сам
Газета "Новое дело" №4 от 03.02.2022
Подписка на газетуОн переиграл огромное количество балагуров и разбитных героев. В жизни же Леонид Куравлёв был им полнейшей противоположностью. Общаться с ним было нелегко – актёр никого близко к себе не подпускал, всегда держал дистанцию. Но при этом на съёмках он всегда готов был прийти на помощь, поддержать, ободрить. Сам же он, если и нуждался в одобрении и поддержке, то, похоже, только одного-единственного человека.
Не может быть!
Трудно себе представить, что Леонид Куравлёв в своё время провалился на экзаменах во ВГИК. Правда, спустя пару лет, отработав в московской артели «Оптик», он снова попытал счастья во вгиковских стенах. Но уже с первого курса будущую звезду экрана собирались отчислить за профнепригодность – Куравлёв шепелявил. И только заступничество целого курса помогло ему остаться.
В дальнейшем Куравлёву не раз приходилось сталкиваться с недоверием к своим возможностям.
Так, например, Василия Шукшина старательно отговаривали приглашать Куравлёва на главную роль в картину «Живёт такой парень». Худсовет вообще забраковал актёра. Но Шукшин стоял на своём. Как вспоминал он позже, Куравлёв владел юмором, без которого роль не могла состояться.
По замыслу Шукшина Пашка Колесников должен был слегка заикаться. У Куравлёва это вышло так органично, что один из киночиновников решил, будто актёр и в жизни заикается, а режиссёр просто умело использовал его недостаток.
Куравлёв вообще всегда настолько вживался в роль, что казалось, будто он и в самом деле ничем не отличается от своего героя. Так, например, в «Мимино» он играл эндокринолога Хачикяна, выговаривающего герою Мкртчяна: «Такие, как вы, позорят нацию: Хачикян – это я». Эту фразу Куравлёв умудрился произнести на чистом армянском, без какого-либо акцента. И когда фильм показывали в Америке, то местная армянская диаспора приняла Куравлёва за своего.
На главную роль в фильме «Афоня» Георгий Данелия пробовал ещё Даниила Ольбрыхского с Владимиром Высоцким. Но, по словам режиссёра, именно куравлёвскому Афоне зрительницы оказались готовы простить всё. Чего никогда не простили бы ни Высоцкому, ни Ольбрыхскому. Режиссёру хотелось, чтобы зрители в конце фильма не возненавидели героя, а пожалели.
В результате Афоня получился таким обаятельным, что возмущённые жёны пьющих мужей завалили «Мосфильм» гневными письмами.
Правда, обаяние порой и мешало актёру. Так, например, Станислав Говорухин в одном из интервью признавался, что недоволен игрой Куравлёва в картине «Место встречи изменить нельзя». На съёмках он требовал от актёра, чтобы он сыграл матёрого рецидивиста с соответствующими повадками, но у того ничего не получалось. Даже Высоцкий взялся показать коллеге, каким должен быть его Копчёный. В итоге, по мнению режиссёра, артист недотянул до требуемого образа и сыграл просто обаятельного вора.
Не было печали
Некоторыми ролями, принесшими Куравлёву зрительскую любовь, актёр обязан случаю. Например, в фильме «Иван Васильевич меняет профессию» Куравлёв изначально не должен был сниматься.
В роли царя Гайдай видел Юрия Никулина, а Жоржем Милославским должен был быть Андрей Миронов. Но Никулин от роли отказался. И после череды проб на царя был утверждён Юрий Яковлев. На его фоне Миронов, по мнению худсовета, смотрелся уж слишком утончённо для проходимца. Пришлось искать другую кандидатуру. Так в фильме появился Леонид Куравлёв.
Именно ему пришла в голову идея заставить своего героя курить «Мальборо» – любимые сигареты самого Гайдая.
С тех пор Куравлёв стал одним из любимых актёров Гайдая. В нескольких своих картинах прославленный режиссёр утверждал Куравлёва практически без проб. Правда, худсовет после просмотра отснятого материала раскритиковал актёра за то, что ему в этой роли не хватает глубины и комедийных красок. Но Гайдай к мнению худсовета всё же не прислушался.
Не должен был сниматься Куравлёв и в картине Аллы Суриковой «Ищите женщину». На роль полицейского здесь был приглашён Михаил Ульянов. Но он по каким-то причинам сниматься не смог. И роль досталась Леониду Куравлёву. Правда, из-за этого картину пришлось покинуть Семёну Фараде, который должен был играть помощника полицейского. По мнению режиссёра, актёр не очень хорошо смотрелся в паре с Куравлёвым. И вместо Фарады в картине появился Леонид Ярмольник.
Правда, порой и самому актеру приходились уступать роли более удачливым коллегам.
Так, например, Леонид Владиславович не прошёл пробы на роль Остапа Бендера в гайдаевских «Двенадцати стульях». Не увидели зрители Куравлёва и в образе Деточкина в «Берегись автомобиля». Пробовался Куравлёв и на роль Бузыкина в «Осеннем марафоне», но вместо него утвердили Олега Басилашвили.
Хотя бывало, что он сам отказывался от ролей. Например, Шукшин специально под Куравлёва написал роль главного героя в своём фильме «Печки-лавочки». Но Куравлёва как раз пригласил Говорухин сыграть Робинзона. И чтобы Шукшин не обижался, Куравлёв убедил его, что играть эту роль должен он сам.
А в «17 мгновениях весны» Куравлёв вместе с Броневым поначалу пробовался на роль Гитлера. Но Лиознову фотопробы не устроили. Правда, роль в картине актёр всё же получил – он сыграл гестаповца Айсмана.
Ищите женщину
В отличие от своих многочисленных героев-бабников, Леонид Куравлёв всегда слыл примерным семьянином.
Со своей будущей женой Ниной он познакомился ещё в старших классах, на катке. Ему было 16, а ей всего 13. Будущая звезда с первого взгляда влюбился в эту скользящую по льду и заливающуюся смехом девчонку. Через восемь лет, когда он окончил ВГИК, они поженились.
Нина была далека от богемной публики – она работала преподавателем английского языка, потом стала директором школы. Говорят, что и в семье она, по педагогической привычке, была строга и сурова. Но сам Куравлёв в ней просто души не чаял.
«Моя жена была очень красивой, невероятной. Мы никогда не давали друг другу клятв в верности перед долгой разлукой. Нина не ревновала, ни в чём не подозревала. Я никогда ей не изменял. Зачем? У меня уже была любимая женщина, не хотелось искать кого-то ещё», – признавался в своё время актёр.
По словам друзей, жена была для него ориентиром, опорой, поддержкой, руководителем и всем на свете…
Вместе они прожили 52 года. Когда десять лет назад она умерла от инфаркта, Леонид Куравлёв растерялся – жизнь без любимой женщины казалось ему лишённой смысла. И без того замкнутый, он буквально ушёл в себя. Перестал сниматься, отказывался от общения. Он часто ездил на кладбище, где, говорят, рыдал в голос.
«Сейчас жизнь раскололась на «до» и «после» её смерти», – признавался актёр.
Конечно, рядом были дети, которых он, по словам коллег, обожал. Дочь Екатерина, хоть и окончила Щукинское училище и даже снималась с отцом в комедии «Самая обаятельная и привлекательная», разочаровалась в профессии и переквалифицировалась в психотерапевты. Сын Василий с самого начала отказался идти по стопам отца, окончил автодорожный институт, защитил кандидатскую диссертацию, занимается бизнесом и преподаёт в Университете дружбы народов. Но ни они, ни внуки оказались не в силах заполнить пустоту в его душе…
«Он готовился много лет к встрече с Ниной. Часто говорил о том, что они встретятся с ней», – поделился друг семьи Аркадий Инин.
Последние годы он сильно болел… Говорят, что почти не вставал и не мог самостоятельно питаться, поэтому дети и определили его в дом престарелых. Сейчас многие пытаются понять – был у них выбор или нет… Последние дни своей жизни обожаемый всей страной актёр провёл в хосписе.
На памятнике на могиле жены он велел выбить и собственное имя… Спустя десять лет здесь появилась и дата его ухода… Ухода не просто блистательного актёра, но целой эпохи…
Ранее сайт Pravda-nn.ru рассказал, что тайный сын Александра Абдулова хочет доказать родство с актером с помощью ДНК.