В музее-заповеднике «Щёлоковский хутор» отреставрировали уникальные объекты
Газета "Нижегородская правда" №64 от 26.10.2022
Подписка на газетуВ обрамлении ярких осенних листьев музей выглядит сказочной уютной деревушкой. Такой масштабной реставрации в музее, который в следующем году отпразднует свой полувековой юбилей, не было никогда. О том, как она проходила, и о будущем музея рассказали руководитель реставрационных работ Антон Мякишев и директор музея Марина Бугрова.
Секреты мастеров
Избы, мельницы, церкви и овины золотятся на солнце новыми брёвнами и досками, и сразу видно, сколько работы пришлось выполнить реставраторам. Скоро цвет сравняется, и только эксперт отличит новое от старого.
Мастера бережно воссоздали первоначальный облик уникальной водяной мельницы из деревни Рябиновка Ковернинского района, избы Обуховой из деревни Ульянково Городецкого района, бани Сутягиной и двух амбаров. А пока завершаются работы над домом Павловой, реставраторы преступили к работе над почти полностью сгоревшей избой Салтыковой. Её будут восстанавливать по сохранившимся чертежам и обмерам. Руководит работами известный вологодский архитектор-реставратор Антон Мякишев.
«У вас потрясающий музей, его архитектура делает его уникальным на территории России. Но когда я сюда приехал, многое было в аварийном состоянии. Уже семь лет мы работаем над восстановлением музея, изучили все секреты мастеров, их приёмы, инструменты, узловые соединения. Каждый объект уникален, делался разными инструментами, и задача архитектора – плотника и реставратора – понять, каким именно инструментом было произведено строительство и при реставрационных работах применить тот же самый», – объяснил Антон.
Топоры и стамески
Часто инструмент для реставрации изготавливается специально, причём именно такой, каким когда-то сотни лет назад пользовались зодчие. Специальные топоры, выкованные вручную по технологиям прошлого, использовались и при работах в музее. Для воссоздания утраченных элементов дома Павловой, богато украшенного глухой резьбой, реставраторы сделали два комплекта стамесок.
«Дом Павловой стал самым сложным объектом для реставрации. Тут много факторов: он самый большой, при его строительстве использовалось много приёмов, и проблема была в том, что дом был разобран до нас. Но мы со всем справились и выполнили эту работу. Сейчас приступили к дому Салтыковой, к Новому году, надеюсь, они будут завершены», – поделился мастер.
На сегодня отреставрировано 10 из 15 объектов музея. Первым был колодец со ступальным колесом. Самая масштабная реставрация развернулась в рамках подготовки к празднованию 800‑летия Нижнего Новгорода. В 2019 – 2020 годах были отреставрированы ветряная мельница, ямный и верховой овины и Покровская церковь из села Зелёное. В 2021 – 2022 годах отреставрированы амбар Коневой, водяная мельница, амбар Грошевой, амбар из села Пятницкое, баня Сутягиной, дом Обуховой. В конце 2022 года завершится реставрация дома Павловой и избы Салтыковой.
На дом Пашковой и Покровскую церковь из села Старые Ключищи разработана проектно-сметная документация. Важно и то, что на территории музея появились коммуникации – раньше там не было ни электричества, ни водопровода – воду сотрудники носили вёдрами с колонки. Теперь выполнены все требования по безопасности объектов: готов пожарный водопровод, громоотводы, пожарная сигнализация, а вскоре начнётся и благоустройство территории. Но главное – будущих посетителей ждёт много новых экспозиций и экскурсий.
Три в одном
«Реставрация дала нам новые возможности. Так, у мельниц все механизмы сделаны работающими. Для водяной мельницы мы планируем почистить пруд и реконструировать плотину, пустим воду – это позволит показать, как молоть зерно жерновами и дробить его в крупу на специальной толчее – в ступе с пестами, – демонстрирует нам процесс директор музея Марина Бугрова. – Также восстановили станок, который нарезает осиновые и сосновые дощечки на дранку. Сейчас дранку для покрытия крыш мы заказываем, но в будущем сможем обеспечить себя сами».
Исследователи говорят, что музейная водяная мельница – единственная в стране, на которой можно выполнять сразу три процесса: помол муки, дробление крупы и дранку.
После реставрации в музее представят и сокровища из запасников.
«Сейчас в нашей коллекции более 6000 экспонатов, скоро уйдут подрядчики, и мы будем готовить экспозиции и выставки. Их будет больше, чем раньше, потому что стало больше площадей, – объясняет Бугрова. – В избе Обуховой появился двор, горницу оборудуем. Выставки будут во дворе, в амбарах, на мельницах. Пока музей не работал для посетителей, мы вели научную работу в архивах и библиотеках. Ездили в экспедиции в область, в те места, откуда были привезены наши объекты, знакомились с потомками их хозяев, изучили их родословную и историю постройки этих зданий. Весь собранный материал мы будем использовать при подготовке новых экспозиций и выставок».
Кстати, в экспедициях по области сотрудники музея выявили много интересных объектов народной архитектуры – в основном это жилые и хозяйственные постройки, и, быть может, наступит день, когда они дополнят музейную коллекцию.