В нижегородских ларьках продают мороженое «Бедный еврей» и «Хохол»
Газета "Новое дело" №11 от 21.03.24
Подписка на газету«Хохол», «Обамка», «Бедный еврей» – такое мороженое появилось на прилавках нижегородских магазинов. Интересно, что компания, производящая это мороженое, уже попадала под суд за подобные названия своей продукции. Но скандальное мороженое до сих пор продают по России. Заметили его и в Нижнем Новгороде.
Бросило в холод
Днём в выходной день на Советской площади было многолюдно. Стоявшие около остановки «Администрация Советского района» нижегородцы бросали заинтересованные взгляды на ларёк мороженого. Компания школьников весело разглядывала ассортимент.
«Смотри, «Обамка»! Попробуешь?» – спросил один из подростков своего друга.
Изучив витрину, смеющиеся подростки ушли, так ничего и не купив.
Правда, более скандальные названия – «Хохол», «Американец» и «Бедный еврей» на витрине были заклеены надписью «Новинка».
Ларьки с мороженым этой фирмы можно найти рядом с Комсомольской площадью в Молитовке, на Автозаводе и в Сормово. Оно продаётся даже в магазинах и на маркет-плейсах. Многие уже успели его попробовать.
Конечно, не вся продукция компании «Славица» выделяется такими броскими названиями. Здесь можно найти обычный пломбир на сливках, сырное эскимо, стаканчик «Полюс», рожок «Большой брат» и другие. Но мороженое со скандальными названиями вызывает у покупателей наибольшее любопытство.
«Покупала такое мороженое, выбрала «Бедного еврея». Мне понравилось, вкусное, люблю ореховое. Но состав не разобрать. Упаковка тёмная, а шрифт мелкий, может, и не случайно», – рассказала нижегородка Алёна.
Некоторых жителей города подобные названия возмутили.
«Не знаю, что за фантазия пришла в голову создателям этого мороженого. Я категорически против, когда используют национальные особенности какого-либо народа так оскорбительно», – твёрдо сказала жительница Советского района Валерия.
С ней согласилась и жительница Сормова Анастасия.
«По мне, безвкусное мороженое, пробовала несколько видов. Очень странный производитель, названия отдают расизмом. Неужели нельзя было другие выбрать», – негодует она.
А кто-то попытался понять производителей.
«Я думаю, они этими броскими названиями и привлекают покупателей. Надо же выделиться среди других и чем-то запомниться», – задумался нижегородец Никита.
Мы решили обратиться в компанию «Славица». Но на красноярской фабрике, которая, по словам сотрудников, отвечает именно за названия мороженого, с нами говорить отказались и бросили трубку. Наши официальные запросы тоже остались без ответа.
Чёрный юмор
Оказалось, компания «Славица» уже не первый раз оказывается в центре скандала из-за названий своей продукции. Так, мороженое «Обамка» поступило в продажу ещё в 2016 году. На упаковке изображен темнокожий мальчик с серьгой в ухе, а в его руках – шоколадное эскимо. Тогда зарубежные СМИ сочли название и этикетку расистскими. Да и многие россияне не поняли такого юмора.
Компания «Славица» тогда заявила, что в названии мороженого нет ничего оскорбительного и оно «является забавным». Правда, после этого выпуск «Обамки» на время был прекращён. Однако уже через год компания официально зарегистрировала это название, и сейчас мороженое вернулось в продажу.
В 2018 году «Славица» объявила о запуске нового мороженого под названием «Бедный еврей». Это возмутило еврейскую общину в Набережных Челнах, где и производится мороженое. Председатель общины Леонид Штейнберг тогда заявил, что потребует остановить выпуск «Бедного еврея». Делом заинтересовалась местная прокуратура, компании вынесли предостережение.
А в 2019 году УФАС Оренбургской области указало компании изменить это название. Но, судя по тому, что мороженое «Бедный еврей» так и продаётся, указание выполнено не было.
В 2023 году скандал разгорелся в Казани с мороженым «Хохол» и «Американец». Местный житель подал иск на гендиректора «Славицы» Игоря Рачкова. Он заявил, что эти названия «негативно влияют на его личные интересы и нарушают общественные нормы». Делом заинтересовалась прокуратура Татарстана, его обсуждали в Госсовете региона. Но мороженое так и продаётся с этими названиями.
За комментариями мы обратились в нижегородское УФАС.
«Обращений от граждан на рекламу указанного товара к нам не поступало. Информация передана в работу в соответствующий отдел Управления», – рассказали в пресс-службе Нижегородской антимонопольной службы.
Если специалисты найдут признаки ненадлежащей рекламы, то производителю мороженого может быть назначен административный штраф по статье о нарушении законодательства о рекламе. Само же мороженое, скорее всего, так и останется в продаже.
Ранее сайт Pravda-nn.ru рассказал, что подорожало и подешевшело в нижегородских магазинах.