H
H e
S L n s
с
Мирись, мирись - больше не дерись

В нижегородских школах учат разрешать конфликты

В нижегородских школах учат разрешать конфликты

Фото: Александр Воложанин

Медиативный кружок школы №151 Нижнего Новгорода

Фотобанк
Следите за нашими новостями в удобном формате Перейти в Дзен

Школа – это своеобразная модель социума, где конфликтов избежать невозможно. Дети учатся взаимодействовать друг с другом, пытаются завоевать авторитет у сверстников. Ссоры, недопонимания, обиды, драки неизбежно возникают в детском коллективе. Вмешательство взрослых часто не помогает, а все портит. В этих ситуациях необходимо умение разрешать конфликты. Но этим важным и полезным навыком обладают немногие. К сожалению, этому в школе не учат, вздохнет читатель, вспом­нивший свои школьные годы… А вот и нет! Теперь и этому учат. Учеников и учителей обучают медиации.

Сохраняя нейтралитет

Медиация – это переговоры с участием третьей, нейтральной стороны, которая является заинтересованной только лишь в том, чтобы конфликтующие стороны разрешили свой спор максимально выгодно для них. Нейтральное лицо и есть медиатор (от лат. mediatio – посредничество).

Быть медиатором непросто. Он должен быть дружелюбным, открытым, склонным к выражению эмпатии, сочувствия, а главное, уметь сохранять нейтралитет, то есть не занимать в конфликте чью-либо сторону. Именно такой портрет специалиста в области конфликтов мне нарисовали ребята, занимающиеся в медиативном кружке школы № 151 Нижнего Новгорода. Сюда приходят учащиеся из разных параллелей – и из седьмых, восьмых, девятых классов.

– В кружке нас учат абстрагироваться, посмотреть на происходящее со стороны. Когда в моей жизни происходит какая-то ситуация, то я стараюсь сама себе дать совет со стороны. И это помогает, меняет отношения с родителями, друзьями. Конечно, еще не все получается, но мы же только учимся разрешать конфликты, – рассказывает девятиклассница Даша Полежаева.

– Приемы медиации уже помогли мне помирить друзей, я объяснил им, что повод для ссоры был очень глупый, что не стоит из-за подобного разрушать дружбу, – рассказал восьмиклассник Олег Воронин.

Вооружить знаниями

Выстроить работу школьного медиативного кружка удалось не сразу.

– Несколько учителей нашей школы №151, и я в том числе, прошли обучение медиации. Затем я стала пробовать внедрять полученные знания в жизнь, рассказывала об этом в классе, где была классным руководителем. И столкнулась с тем, что у детей не получается применять методы разрешения конфликтов на практике. На несколько лет обучение медиации в школе было приостановлено, но я много думала над тем, как это внедрить, – рассказывает социальный педагог, идейный вдохновитель медиативного кружка Марина Сумина.

Среди первых пятиклашек, которые узнали от Марины Анатольевны о медиации, была София Меркурьева. Ей эта идея оказалась очень близка. Повзрослевшая школьница вместе с мамой в сотрудничестве с Мариной Суминой придумали проект «Правовая медиация». И недавно, как уже рассказывали «НН», он стал победителем – лауреатом премии #МыВместе. Проект был признан лучшим в номинации «Страна возможностей» трека «Волонтеры и НКО» в возрастной категории от 14 до 17 лет, а на его реализацию был выделен денежный грант.

Пришло осознание того, что нужно активно рассказывать о медиации ребятам в разных классах, проводить интерактивные игры. Кроме этого, стало понятно, что детей нужно «вооружить» знаниями о своих правах и обязанностях, научить их держаться на публике, умению завоевывать авторитет у одноклассников, уверенности (медиатор не должен стесняться, бояться) и, конечно же, рассказать им о методах разрешения конфликтов. Все эти идеи и вошли в проект.

Суть школьной медиации – выслушать обе стороны и убедить ребят в том, что помириться в их интересах – ведь они учатся в одном классе, хочешь не хочешь, каждый день придется видеть друг друга. Важно объяснить, что в школу ребята приходят учиться, а переживания по поводу неразрешенного конфликта могут мешать учебе. Медиатор помогает встать на сторону оппонента, понять его мотивы – почему человек так поступил, что им двигало – обида, зависть, ревность…

Десятиклассница София Меркурьева уже применяет методы медиации на практике, являясь вместе с педагогами школы ведущей медиативного кружка. Школьницу привлекают к разрешению жизненных ситуаций.

Десятиклассница София Меркурьева уже успешно занимается урегулированием конфликтов
Десятиклассница София Меркурьева уже успешно занимается урегулированием конфликтов
Фото: Александр Воложанин
Фотобанк

Договор дороже денег?

– В одном классе ученица (назовем ее Лена) выложила в соцсеть фотографию одноклассницы (назовем ее Таня), и подписала «Мои друзья сломали мне телефон». Таня об этом случайно узнала, ей, естественно, не понравился такой пост в соцсети, ведь получалось, что телефон сломала именно она, а ничего подобного на самом деле не было. Девочка стала просить убрать ее фотографию, и объяснить, почему одноклассница ее использовала. Но та ничего объяснять не захотела. Тогда классный руководитель рассказала о конфликте Марине Анатольевне, и та попросила меня вмешаться. Я поговорила с девочками, добилась того, что они заключили «мировое» соглашение и некорректный пост с фотографией был удален, – делится успешно разрешенной ситуацией София Меркурьева.

Приобретаемый ею опыт очень полезен, ведь в будущем она планирует связать свою жизнь с юриспруденцией. К слову, медиацией заинтересовалась и младшая сестра Софии семиклассница Настя, которая тоже стала активным участником кружка.

Как же обстоят дела в школах, где еще нет медиаторов?

– Я как соцпедагог имею право вмешиваться в конфликты. Например, могла бы побеседовать с девочкой, которая выложила в интернет фотографию, пригласить ее родителей. Но в этом случае конфликт вышел бы совершенно на иной уровень по своему накалу. Главная задача – выстроить так работу медиативного кружка в нашей школе, чтобы конфликтных ситуаций и детей с девиантным, агрессивным поведением стало меньше. Я слежу за тем, как медиация развивается в других школах, как Нижегородской области, так и в соседних регионах. Разрешать конфликты всегда очень сложно, иногда разбираешься в какой-то ситуации и одного неосторожного слова бывает достаточно, чтобы человек закрылся, отказался от помощи, — говорит Марина Сумина.

Вообще акт медиации нужно оформлять в виде письменного соглашения. Но эта бюрократия пугает детей. Они недоумевают, зачем это нужно делать? Считают, что теперь не смогут больше друг с другом поссориться? А если поссорятся, то будут наказаны. Скорее всего, письменное соглашение о примирении не подходит для школьной медиации, суть которой урегулировать конфликт как можно быстрее, желательно без вовлечения взрослых.

Александра Махлина

Ранее сайт Pravda-nn.ru сообщал, что почти 7,5 тысяч юных нижегородцев прошли обучение в «Кванториумах» в 2021 году.

Подписывайтесь на наши каналы в Telegram:
Самое популярное
Новости партнеров

Следующая запись

Больше нет записей для загрузки

Нет записей для подгрузки

Нацпроекты - людям

Нижегородцы подали 14 тысяч заявок на запись детей в первый класс на госуслугах :: Детская и спортивная площадки появятся в сквере имени Николая Жаркова :: Ход благоустройства проверили в Сормовском районе :: Нижегородцы превращают хобби в бизнес благодаря нацпроекту :: Гости юбилейного фестиваля «Золотая хохлома» смогут добраться до площадки мероприятия на электричках :: Четверо врачей трудоустроились в Кулебакскую ЦРБ по программе «Земский доктор» :: Нижегородские мастера могут подать заявку на участие в ярмарке «Арт.Молодость» на фестивале «Таврида.АРТ» в Крыму :: Глеб Никитин и Игорь Левитин провели заседание комиссии Госсовета по экологии :: В Вознесенском округе Нижегородской области начался ремонт дорог :: Десять новых автобусов поступило в Балахну :: Фольклорная экспедиция проходит в Нижегородской области :: Новый ФАП открылся в посёлке Тёша Навашинского округа :: Эксперты проекта по развитию макротерритории «Большая Волга» ознакомились с туристическим потенциалом Нижегородской области :: Нижегородские ИТ-компании и ИП смогут вернуть НДФЛ за привлеченных специалистов :: Новый цифровой флюорографический комплекс поступил в поликлинику ГКБ №28 :: Бывшая свалка на Московском шоссе исключена из реестра объектов накопленного экологического ущерба :: Сезон ремонта и строительства дорог начался в Нижегородской области :: Нижегородские общественники помогают беременным женщинам в кризисной ситуации :: В апреле «Поезда здоровья» посетят 18 муниципалитетов Нижегородской области :: Названы самые популярные у пациентов «Поездов здоровья» врачи :: Более 300 предприятий представят свои вакансии на ярмарке трудоустройства :: 13 нижегородских школьников и студентов представят регион в финале ежегодной Интеллектуальной олимпиады ПФО :: Третья очередь ИТ-кампуса «НЕЙМАРК» получила разрешение на строительство :: Неделя детской и юношеской книги стартовала в Нижегородской области:: Месячник по благоустройству дорог стартовал в Нижегородской области :: В Нижегородской области обновился портал региональных государственных услуг :: Пять нижегородских компаний принимают участие в бизнес-миссии в Беларуси :: Рейтинговое голосование по проекту «Формирование комфортной городской среды» продлится до 30 апреля :: ИТ-кампус «НЕЙМАРК», Сбербанк и ННГУ им. Н.И. Лобачевского будут развивать проекты в сфере искусственного интеллекта :: Участница викторины «КУПНО ЗА ЕДИНО!» из Ардатовского округа получила автомобиль :: Реконструкция моста через Пижму началась в Тоншаевском районе :: Более 2,4 млн рублей направлено на оснащение ДШИ в Первомайске по нацпроекту :: Нижегородская область вошла в топ‑5 регионов по количеству участников молодежного направления проекта «Мастера гостеприимства» :: Почти 10 тысяч нижегородцев получили медицинскую помощь в «Поездах здоровья» с начала года :: Глэмпинги откроются в 10 муниципалитетах Нижегородской области в этом году :: Более 100 человек из аварийного жилья в Шахунье получили ключи от новых квартир :: Более 1,5 тысячи «серебряных» волонтеров активно действуют в регионе :: 11 врачей трудоустроились в Балахнинскую ЦРБ по программе «Земский доктор» :: Специалисты МГУ изучат состав отходов в «Черной дыре» в Дзержинске :: Социальные участковые расскажут нижегородцам о благоустройстве пространств :: Глеб Никитин провел заседание оргкомитета по подготовке к 225-летию со дня рождения Александра Пушкина :: В Дзержинском театре кукол будет выполнен капремонт по нацпроекту в 2024 году :: Нижегородцы могут принять участие в новом сезоне проекта «Флагманы образования» :: Молекулярно-генетическую лабораторию создали на базе Нижегородского областного клинического онкологического диспансера :: Контракты на ремонт почти 400 км автодорог по нацпроекту уже заключены в Нижегородской области ::