В Нижегородской области увеличат число газетных киосков
Газета "Деловая Газета НП" №8 от 12.02.24
Подписка на газетуВопросом развития печатных СМИ на фоне информационного противостояния и засилья фейков озаботились на самом высоком уровне. Обеспечить людям доступ к проверенной качественной информации – важная государственная задача. Минпромторг РФ предложил увеличить каналы сбыта печатной прессы. В инициативах ведомства разбираемся вместе с экспертами.
Раскинули сети
Министерство промышленности и торговли РФ направило торговым сетям официальное письмо, в котором рекомендовано расширить доступность печатной продукции для покупателей.
«С целью обеспечения стабильности системы распространения периодической печатной продукции целесообразно максимально сохранять работу с действующими дистрибьюторами», – отмечается в документе Минпромторга.
Речь идёт даже скорее не о рекомендации, а требовании. Торговые сети должны проинформировать Минпромторг о принятых с их стороны мерах по обеспечению доступности печатных СМИ на полках в своих супермаркетах.
«В случае ненадлежащего реагирования со стороны торговых организаций-адресатов на настоящее письмо будут приняты меры, направленные на внесение необходимых изменений в законодательство Российской Федерации», – подчёркивается в документе.
На сегодняшний день, по словам участников рынка, ситуация с продажей прессы через супермаркеты неоднозначная.
«Когда супермаркеты отчитываются об объёмах продаж печатной прессы, мы видим, что эти объёмы растут, – говорит владелец сети «Пресса для всех» Андрей Тимофеев. – Но почему они растут, за счёт чего? Раньше было много небольших магазинов индивидуальных предпринимателей, а сегодня на их место приходят супермаркеты торговых сетей. То есть объём продаж газет и журналов растёт по мере роста количества супермаркетов. Продавали условно 100 экземпляров, а сейчас 130. Если брать общую статистику по продаже печатной прессы, это капля в море. А у нас в киосках, к примеру, объём продаж одной газеты в месяц исчисляется тысячами экземпляров».
Кроме того, сегодня у продажи прессы через супермаркеты есть целый ряд минусов.
«Главный минус состоит в том, что супермаркет не заинтересован в продаже прессы, – говорит Тимофеев. – Продажа зелёного горошка приносит больше прибыли, чем продажа газет, поэтому супермаркету продавать прессу неинтересно. В тех супермаркетах, где продажа прессы сохраняется, сами стеллажи с прессой небольшого размера и стоят не в прикассовой зоне, а в каком-то углу. Кроме того, прессу необходимо постоянно поправлять, а если вы взглянете на стеллаж, то увидите, что там всегда бардак. Человек хочет приобрести ту или иную газету, но не понимает, по какой цене он может её купить: ценник в одном месте, газета в другом. Наконец, супермаркеты не отслеживают ценовую политику, и пресса там, как правило, дороже, чем в киосках печати. Для пенсионера 5 – 10 рублей разницы в стоимости может быть критической при принятии решения о покупке».
Рекомендации Минпромторга учитывают эти минусы. К примеру, один из пунктов гласит, что «все решения, принимаемые торговыми организациями, в том числе по выбору торгового оборудования, прорабатываются совместно с дистрибьюторами и с учётом их интересов». Супермаркеты, которые сохранили продажу прессы, должны увеличить её ассортимент, а те, кто исключил вовсе – восстановить.
«Если говорить о продаже региональной прессы, то для неё более действенный канал сбыта – газетные киоски, – говорит наш собеседник в отрасли. – В супермаркетах, как показывает практика, охотнее берут федеральные газеты, а чаще – глянцевые журналы.
Точки продаж
Перемены должны настать и в отношении продажи прессы через нестационарные торговые объекты. Минпромторг намерен ввести новый норматив – индикатор развития сети киосков печатной прессы в регионах. В результате каналы сбыта газет и журналов должны вырасти. Соответствующее постановление размещено на федеральном портале проектов нормативных правовых актов для общественного обсуждения.
«В Минпромторг России поступает информация о сокращении представленного в торговых сетях ассортимента периодической печатной продукции (а в некоторых случаях о его абсолютном исключении), что влечёт за собой ограничение доступа населения к средствам массовой информации», – говорится в пояснительной записке.
В целом по стране количество павильонов прессы год от года постоянно сокращается. Самым существенным оно было в пандемийный 2020 год, когда число газетных киосков сократилось на 11%, что стало самым сильным падением за пять лет. При этом спрос на газеты, как показали исследования, наоборот, увеличился. Однако сокращение киосков продолжилось. В I квартале прошлого года количество павильонов прессы уменьшилось на 7,3%.
Как говорят участники рынка печатной прессы, основная проблема в том, что газетным киоскам приходится конкурировать на аукционах вместе с точками продажи шаурмы, продуктов, табака. Конкуренцию эту они часто не выдерживают. Именно это, к примеру, привело к массовому сносу киосков в Новокузнецке.
В декабре прошлого года ситуацию с газетными киосками обсудили на круглом столе, который прошёл в Казани. Участники отметили, что количество киосков в Республике Татарстан сокращается.
На сегодняшний день их 188, а рекомендуется не менее 600. Тем временем порядка 50% тиражей печатных изданий реализуется через киоски прессы.
В Уфе остался всего один предприниматель, торгующий печатной прессой, а количество газетных киосков сократилось с 80 в 2016 году до 42. С 2021 года один за другим сносят газетные киоски в Астрахани, что вызывает возмущение и негодование местных жителей.
Аналогичная ситуация была в Нижнем Новгороде. СМИ писали, как в 2017 году владельцы павильонов жаловались на нежелание продлевать с ними аренду и демонтаж самих киосков. Однако сегодня те же участники рынка в целом удовлетворены условиями ведения бизнеса.
«Вопрос остаётся с сохранением тех киосков, которые существуют, приведения их в надлежащий вид, – отметил Андрей Тимофеев. – Государство поддерживает малый и средний бизнес, выделяя гранты».
Необходимы гранты и в поддержку тех, кто занимается продажей газет и журналов через НТО. За счёт гранта можно поставить другое освещение, обновить объект, потратить средства на то, чтобы материально поощрить и стимулировать продавцов.
Развитие каналов сбыта очень важно и для развития средств массовой информации. А главное, это важно для читателей, которым нужен доступ к качественной продукции.
«Безусловно, нужно развивать сети дистрибьюции для печатных СМИ, – отметил заместитель директора по издательской деятельности Нижегородского областного информационного центра Роман Фильцов. – Сейчас получается, что людей насильно загоняют в «цифру». Количество газетных киосков долгое время сокращалось, крупные торговые площадки не были заинтересованы в продаже печатной продукции. В результате печатные СМИ лишаются возможностей для продвижения и развития. Но цифровой формат подходит не всем, у газет есть своя аудитория. Многие привыкли черпать и, самое главное, доверять информации именно оттуда. У печатного слова выше авторитет. Поэтому газеты обязательно должны доходить до своего читателя».