В Нижегородской области завершился театральный фестиваль «Премьеры сезона»
Газета "Нижегородская правда" №18 от 27.03.24
Подписка на газетуВ Нижегородской области завершился ежегодный театральный фестиваль «Премьеры сезона», на котором представили свои лучшие спектакли все ведущие театры региона. В течение недели члены жюри, в которое вошли известный театровед, театральный критик Ирина Алпатова и автор статей о современном театре, театральный критик Сергей Козлов, отсмотрели 14 лучших постановок сезона 2023/2024. Критики признались, что уровень претендентов был высок, и победителей они выбирали в горячих спорах.
В тёплой постановке
После просмотра каждого из спектаклей жюри проводило его обсуждение с членами театральной труппы. А на финальной творческой конференции, посвящённой итогам фестиваля, эксперты ещё раз проанализировали все постановки и назвали победителей.
Лучшим спектаклем сезона стала постановка «Сотворившая чудо» – историю о слепоглухой девочке Элен Келлер и её учительнице Энн Салливан, рассказанную драматургом Уильямом Гибсоном и поставленную в Нижегородском театре юного зрителя главным режиссёром театра Алексеем Логачёвым. Ирина Алпатова назвала его примером качественного современного спектакля, где современность выражается «не в мобильных телефонах, а в умении выстроить абсолютно точный синтез всех театральных составляющих».
«Режиссёр Алексей Логачёв очень грамотно сократил пьесу, а вместе с ним отлично поработала художник Мария Утробина – мастер большой формы и большого стиля. Свет, музыка – всё неслучайно и умно в этом спектакле», – отметила эксперт.
За «Лучший ансамбль» отметили театр музыкально-пластической драмы «Преображение» и его спектакль «Счастливый день» по пьесе Александра Островского.
«Постановка демонстрирует живую традицию театра, играющего в жизнеподобие. Всё в этом спектакле удобно, стройно, оставляет чувство лёгкости и радости существования. Стремление создать традиционный, чистый по звучанию, добрый и доступный по смыслам спектакль привело театр к замечательному результату», – отметил Сергей Козлов.
Аплодисменты, аплодисменты
В номинации «Лучший дуэт» победили Дмитрий Поженский и Руслан Строголев, исполнившие главные роли в спектакле «Голова» по пьесе Константина Стешика, который идёт на малой сцене нижегородского театра «Комедiя».
«Лучшей инсценировкой» признали работу Александра Кладько – спектакль «Чистый понедельник» по рассказу Ивана Бунина, поставленный в Арзамасском театре драмы.
«Лучшими режиссёрами» назвали Антона Морозова, поставившего спектакль «Снежная королева» по мотивам сказки Ганса Христиана Андерсена в Саровском театре драмы, и Марию Шиманскую за спектакль «Морфий» по мотивам рассказов Михаила Булгакова в Дзержинском театре драмы.
Награду за «Лучшее музыкальное оформление спектакля» получил нижегородский композитор Марк Булошников, написавший музыку к спектаклю «Приключения Тома Сойера», который идёт на сцене детского театра «Вера». Этот же спектакль получил награду и за «Лучшую хореографию», созданную Еленой Богдановой.
За «Лучшее художественное оформление спектакля» театры получили сразу несколько наград. Их присудили Елене Вершининой за постановку «Пиковая дама» в Нижегородском академическом театре кукол, Ольге Герр за спектакль «Морфий» в Дзержинском театре драмы. А Николай Смирнов получил приз как медиахудожник спектакля «Саша, привет!» по роману Дмитрия Данилова, что идёт в Нижегородском театре драмы.
Этот спектакль получил и приз «За исполнительское мастерство» – его присудили Ольге Береговой за роль жены главного героя – Светы. Также за исполнительское мастерство награды получили Анфиса Карманова из Сарова за исполнение роли Герды в спектакле «Снежная королева» и Виктор Ряузов за исполнение партии Зарецкого в опере «Онегин», которая идёт на сцене Нижегородского театра оперы и балета в постановке Сергея Новикова и получила восторженные отзывы российских критиков.
В целом жюри фестиваля высоко оценило работу нижегородцев.
«Впечатления от фестиваля хорошие, картина по эмоциональному накалу достаточно ровная, провальных и халтурных спектаклей, которые часто бывают на различных фестивалях, не было, – отметила Ирина Алпатова. – Театры региона показали высокую постановочную культуру. Как художественное, так и музыкальное оформление были на высоте. Также мы увидели крепкую режиссуру и умение постановщиков создавать свою концепцию. И, что я всегда ценю, на фестивале были представлены пьесы о современной жизни. Это очень хорошо!»
А Сергей Козлов признался, что выбирать победителей было очень сложно, потому что номинаций было гораздо меньше, чем достойных претендентов.