В споре со временем: школьники из отряда «Феникс» восстановили более 30 имён погибших солдат
Газета "Нижегородская правда" №93 от 08.12.21
Подписка на газетуДля нижегородской школы № 18 юбилейная дата начала контрнаступления под Москвой, что отмечается в эти дни, особая – в битве участвовали пятеро выпускников этой школы… За годы войны погибли, пропали без вести более 30 вчерашних учеников и два учителя. Их имена, фотографии – в школьном музее. А рядом – предметы, которые, может быть, они или их сослуживцы держали в руках. Котелки, ложки, фляги, каски – всё это подняли на местах боёв, в том числе за Москву, старшеклассники из поискового отряда «Феникс». Почему они снова и снова едут туда, где когда-то рвались снаряды, и правда ли, что солдат можно позвать, и они, сквозь время, откликнутся?
Свой бессмертный полк
В школе № 18 поисковый отряд, видимо, просто не мог не появиться. С 1942 года в этих стенах был госпиталь. Там, где сейчас идут уроки, лежали раненые бойцы. О чём они думали, говорили, кому писали письма? У одних впереди были выздоровление и возвращение на фронт, а потом – победный май, а у других – последний бой и роковые пуля, осколок снаряда. Кого-то уже в госпитале врачам не удавалось спасти… И каждый защитник Родины достоин памяти.
Память сохраняют в музее школы.
– Вот письма нашего выпускника 1940 года Володи Сидельникова, – показывает солдатские треугольники руководитель музея Людмила Малова.
«Я вернусь и всё тебе подробно расскажу», – писал он маме в сентябре 1942 года. А в ноябре истребитель танков Сидельников погиб.
Вот с фотографии смотрит выпускник того же 1940 года Алексей Луннов. Он прислал её с фронта подруге. Девушка фото сохранила, а через много-много лет передала музею. Алексей отлично катался на лыжах. Воевал в лыжном батальоне. Пропал без вести… А это Володя Возинский. Его нет в областной Книге Памяти. Судьба выяснилась недавно: в конце ноября 1941‑го он пошёл в ночную разведку и погиб. Похоронен в Подмосковье.
Исаак Колов, Иван Саичев, Натан Фияксель – имена выпускников – защитников Родины отлично известны ребятам из отряда «Феникс». Причём они не только знают историю, но и сами пишут её страницы, возвращая из небытия имена погибших солдат.
Мечта поисковика
«Феникс» входит в областную организацию «Курган» и Поисковое движение России. Сначала школьники ездили на раскопки со студентами, а потом создали свой отряд. Ленинградская область, Курская, Смоленская и другие регионы – «Феникс» десятки раз выезжал к местам боёв. Подняты останки сотен и сотен бойцов.
– Я объясняю ребятам, что у нас совершенно особая миссия. Мы – последние, кто видит этих солдат, последние, кто общается с ними, – говорит руководитель отряда Ольга Грязева. – Я верю в этот контакт и призываю ребят: подойдите к каждому поднятому солдату, поздоровайтесь, потрогайте, поблагодарите. Они не хотели уйти в небытие. Сколько нам попадалось подписанных предметов! А маленькая стеклянная бутылочка с запиской от солдата? «Если кто найдёт, сообщите моим родственникам…»
Ольга Александровна рассказывает, что однажды в 2018‑м на Вахте Памяти в Новгородской области нашла медальон. А это заветная мечта каждого поисковика!
– Иду к лагерю, ком земли с медальоном к себе прижимаю. Какой же ты молодец, говорю, товарищ солдат, что был с медальоном, сейчас мы с тобой познакомимся, – рассказывает руководитель «Феникса». – К нам как раз приехала передвижная лаборатория «Солдатский медальон». У меня сердце прямо выпрыгивало от волнения и радости! Но в капсуле оказались лишь три иголки и нитка… Честное слово, я чуть не заплакала.
Но вместе с тем сколько было совершенно невероятных историй! На Вахте Памяти в Калужской области Пётр Чимров, который школу уже окончил, но продолжает ездить на раскопки с отрядом, обнаружил место гибели бойцов. Причём там, где местные поисковики уже не раз работали. Видимо, время пришло, и земля решила отдать…
– Лежал один боец, а под ним – второй, – продолжает Ольга Грязева. – Останки оказались среди корней – на этом месте дерево выросло. Непросто было их поднимать. С останками одного из бойцов Пётр Чимров обнаружил значок железнодорожника. Интересно, что Пётр и сам работает на железной дороге! Значок был номерным. Имя погибшего удалось установить. Он числился пропавшим без вести. Нашли его 97‑летнюю дочь. Я разговаривала с ней по телефону. Она так плакала, благодарила наших ребят…
А в Волгоградской области был такой случай. Нашли кошелёк с монетками, а на коже отпечатался текст письма, когда-то написанного графитовым карандашом. По нему установили имя погибшего бойца.
«Бери шинель…»
Работать с базами данных школьникам помогают старшие товарищи из «Кургана», а также сотрудники Следственного комитета.
В отряде сейчас 17 старшеклассников. В их числе Соня Чимрова – пришла в «Феникс», глядя на старшего брата. Николая Трубенкова в поисковое движение привела личная история – прадед пропал без вести в боях под Москвой.
– На Вахте Памяти в Калужской области мы поначалу копали-копали, но ничего не находили. И тогда стали петь «Бери шинель, пошли домой». Это как-то само получилось, – рассказывает Николай. – Так мы звали солдат. Они нас услышали…
Настя Соколова, Алексей Кушин, чей прапрадед геройски погиб и был посмертно награждён орденом, Лиза Сластина – каждый из ребят без поискового отряда себя уже не представляет.
– Поднимать погибших защитников Родины для меня большая честь, – говорит Андрей Бобков (он окончил школу, но продолжает участвовать в Вахтах Памяти). – Они лежат с оружием, война для них продолжается. Мы должны сделать так, чтобы они обрели покой.
На следующий год отряд опять поедет в Калужскую область. Впереди немало новых находок. И возвращённых имён.