В своём городе: как в Нижнем Новгороде строили дома для советской трудовой элиты

Газета "Нижегородская правда"
В своём городе: как в Нижнем Новгороде строили дома для советской трудовой элиты
Необычная архитектура принесла радиусному дому известность

В радиусном доме на Автозаводе, одной из первых высоток в районе, квартиры давали лучшим из лучших. В элитную многоэтажку заезжали заводские начальники, учителя и врачи. Жить в таком доме было почётно и комфортно. Сегодня благодаря необычной архитектуре дом признан памятником федерального значения и охраняется государством, а купить в нём квартиру и стать обладателем квадратных метров с историей по-прежнему престижно и весьма дорого.

 

В шахматном порядке

Всё началось весной 1929 года. Именно тогда было принято решение о строительстве советского автогиганта. Место выбрали недалеко от Нижнего Новгорода, около деревни Монастырка. Тогда же началось строительство крупнейшего жилого массива. Первые дома в Соцгороде (Социалистическом городе автостроителей) сдали в 1931 году. Однако поскольку все силы были брошены на возведение завода, жильё строили с отставанием. Квадратных метров явно не хватало. Чтобы решить жилищный вопрос, начали возводить бараки и каркасные деревянные дома, которые впоследствии заменили на дома-коммуны.

Всё изменилось в 1933 году. Тогда в генплан внесли уточнения, а в застройке решили применять современные архитектурные решения. С этого момента в районе стали возводить дома в стиле сталинского ампира. Именно к этому периоду относится строительство серого Бусыгинского квартала, автозаводского универмага и, конечно, радиусного дома на проспекте Молодёжный.

радиусный дом
Фото: из архива города
К концу 1937 года жилая площадь на Автозаводе достигла 505 тысяч квадратных метров. Первые этажи зданий были оборудованы под магазины, парикмахерские и кафе

Семиэтажное здание было спроектировано в мастерской братьев Весниных. Большинство работ этих всемирно известных архитекторов можно увидеть в Москве. Есть образец их творчества и в Нижнем Новгороде – дом купца Сироткина на Верхневолжской набережной. Сегодня это один из корпусов Нижегородского государственного художественного музея. Примечательно и то, что именно этот особняк стал первой самостоятельной работой архитекторов.

Авторами проекта радиусного дома стали Полюдов и Красильников, которые как раз работали в мастерской Весниных. Дом был построен в стиле рационального классицизма. Вогнутая форма, монументальная застройка, полукруглые балконы, расположенные в шахматном порядке, круглые колонны, поддерживающие карниз, и сейчас восторгают нижегородцев и гостей города. В 1937 году, а именно тогда дом сдали в эксплуатацию, новостройка и вовсе была чем-то удивительным.

«В Соцгороде автозавода им. Молотова к XX годовщине Октября будет заселён новый семиэтажный дом – одно из красивейших зданий города.

В доме 60 (по другим данным 76, – прим. авт.) отдельных квартир и 64 изолированных комнаты», – писали журналисты «Горьковской коммуны» в номере от 24 сентября 1937 года. Рядом с информацией – фото нового дома, которое сделал знаменитый фотожурналист Нисон Моисеевич Капелюш.

С 1995 по 2005 годы в радиусном доме жила олимпийская чемпионка по метанию диска Наталья Садова.

Для стахановцев и заводского начальства

Квартиры в доме были как отдельные, так и коммунальные. На верхних этажах располагалось общежитие для инженерно-технических работников. А ещё дом был оборудован лифтами – неслыханная роскошь по тем временам. Комнаты просторные, изолированные, их площадь варьировалась от 12 до 20 метров. Кухни около 10 квадратных метров. Средний метраж трёхкомнатной квартиры 72–74 квадратных метра. Просторно даже по нынешним меркам.

Впрочем, рассматривать радиусный дом в отдельности неправильно. Всё же строили его в ансамбле.

«Радиусный дом невозможно рассматривать вне связи с двумя пятиэтажными домами, расположенными рядом с его торцами по улицам Ватутина и Краснодонцев. Они составляют архитектурно единое целое. Можно представить, как величественно и значительно смотрелись они в довоенное время, когда вокруг ещё не было высотных построек», – писала экскурсовод Анна Ивкова в материале, размещённом на сайте Централизованной библиотечной системы.

Бусыгинский квартал
Фото: из архива города
Новые кварталы Соцгорода были широкими

Заселялись в дом действительно самые достойные. Среди них были не только большие начальники, но и передовики производства.

В номере «Горьковской коммуны» от 29 сентября 1937 года появилась заметка о большой автозаводской семье. Именно тогда в дирекцию завода имени Молотова (Горьковский автомобильный завод) поступило заявление: «Просим предоставить нам квартиру в соответствии с нашей семьёй». Под заявлением стояли многочисленные подписи. Когда в дирекции стали разбирать заявление, выяснилось, что семья Брюхановых самая большая на Автозаводе – 23 человека.

«Сюда входит целая плеяда братьев Брюхановых – 10 человек. Старший из них – Николай Михайлович – мастер-стахановец сборочно-кузнечного цеха. Иван Михайлович недавно избран председателем автозаводского райсовета Осоавиахима. Василий, Алексей, Сергей и Виктор – члены партии, комсомольцы, стахановцы, прекрасные производственники. Самые младшие из братьев – Гриша и Шура – учатся в школах. Два старших брата женаты. Их жёны тоже работают на Автозаводе… Глава многочисленного семейства Брюхановых – Александра Васильевна. Ей уже 60 лет. Она здорова, бодра и целыми днями хлопочет по хозяйству. Дирекция обещала к XX годовщине Октябрьской революции предоставить этой большой и дружной семье квартиру, соответствующую количеству её членов».

Обещание было выполнено. Буквально через несколько номеров в «Горьковской коммуне» напечатана заметка «Вчера (4 октября 1937 года) началось заселение вновь построенного семиэтажного дома в Соцгороде. Первыми в дом въезжают стахановцы: фрезеровщик т. Кулаков, слесарь т. Смирнов и самая большая на автозаводе семья Брюхановых».

В это же время в Бусыгинском квартале Автозаводского района открылся новый гастрономический магазин, заканчивалось строительство районного универмага. Автозаводский райсовет выделил 105 тысяч рублей на благоустройство рынка.

Метры с историей

В районе шло активное строительство. И всё же долгое время радиусный дом оставался самым высоким в Соцгороде. Неслучайно во время войны крышу семиэтажки использовали для установки зениток. Именно отсюда зенитчики защищали Автозавод от налётов фашистских бомбардировщиков. Сегодня рядом со знаменитой сталинкой много домов, от бараков не осталось и следа. Но дом с необычным радиусом привлекает внимание подрастающего поколения.

«Дом разделён на три части: первая часть выделена цветом и квадратными подъездами, вторая выделена полукруглыми балкончиками, которые расположены в шахматном порядке и верхняя часть дома выделена полукруглыми колоннами и квадратными балконами. В самом верху была галерея, по которой могли прогуливаться автозаводцы и наслаждаться видами Автозаводского парка», – поделился своими впечатлениями учащийся третьего класса Артём Пьянзин в интернет-проекте «Мы вместе».

Кстати, на рынке недвижимости на сегодняшний день выставлена всего одна квартира в доме-легенде. Чтобы стать её обладателем, придётся выложить 7,5 миллиона рублей. Именно во столько собственники оценили трёхкомнатную квартиру в памятнике федерального значения.

Подписывайтесь на наш Telegram-канал «Нижегородская правда online», и новости сами придут к вам.
Самое популярное
Новости партнеров

Следующая запись

Больше нет записей для загрузки

Нет записей для подгрузки