В Татарстане вспомнили об Иване Грозном
Газета "Новое дело" №23 от 17.06.2021
Подписка на газетуПочему инициатива странная? Да потому, что такого рода «дни памяти» ничего, кроме разжигания межнациональной розни стране не несут. В своё время «трагическую дату» покорения Казанского ханства царём Иваном Васильевичем упорно все 90‑е годы пытались «пробить» татарские радикалы-националисты из так называемого «Татарского Общественного Центра» (организация, запрещённая ныне в России). Цель их была понятна – рассорить татар и русских, чтобы заложить почву для отделения республики от России. ТОЦ справедливо был отнесён в разряд экстремистских организаций, со всеми вытекающими отсюда последствиями, в том числе и по их «памятным» инициативам…
А сегодня идею экстремистов вдруг подхватило Духовное управление мусульман! Правда, уже появились оправдательные заявления о том, что это, мол, чисто религиозное начинание, а не политическое, и только для поминовения усопших и убиенных, что оно якобы не несёт признаков национальной ненависти, что это руководство Татарстана не имеет к нему никакого отношения… Сомнительные доводы, и вот почему.
Не секрет, что ДУМ имеет очень тесные связи с республиканским руководством и никогда не проявляет каких-либо громких инициатив, предварительно не согласовав их на политическом уровне. Так что наверняка за «днём памяти» стоят идейные подвижки кого-то из высшего руководства. Что это за идеи, какие цели преследуют, пока понять трудно. Но то, что этот «день памяти» может подорвать межнациональный мир, это факт.
Потому что духовенство пользуется огромнейшим авторитетом у татар-мусульман, куда даже больше порой, чем светская власть. И если на духовно-религиозном уровне начать регулярно, из года в год, проклинать царя Ивана Грозного, то очень быстро можно посеять семена вражды ко всему русскому народу. Напомню для примера о Чечне конца 80‑х – начала 90‑х годов. Там ведь всё тоже начиналось с «исторического обоснования» теории, согласно которой чеченцы когда-то стали «невинными жертвами» со стороны «агрессивной Российской империи» — результатом такой пропаганды стали, как известно, две кровавые войны…
А ведь руководители Татарстана вроде всегда выступали против любых празднований и дат, которые являются спорными для обоих народов! Напомню, что в 2005 году тогдашний президент республики Минтимер Шаймиев резко выступил против празднования 625‑й годовщины Куликовской битвы. С его стороны в адрес Кремля поступило обращение, где были следующие слова:
«…Мы озабочены тем, что под видом патриотического воспитания молодёжи вносится раскол в обществе и сеет межнациональную рознь… Какой патриотизм способен воспитать «День победы русских полков во главе с Великим князем Дмитрием Донским над монголо-татарскими войсками в Куликовской битве 1380 года»? Кому нужно в многонациональной стране противопоставлять один народ другому? Представлять татар вечно виноватыми, искать и находить внутреннего врага?».
Шаймиев и его сподвижники тогда буквально забросали Владимира Путина письмами, обращениями, где выражали «серьёзную озабоченность татарской общественности» по поводу «сомнительного юбилея». И ведь Шаймиев добился своего! Юбилей великой битвы прошёл очень скромно и незаметно, фактически на уровне Тульской области, где находится само легендарное Куликово поле. С тех пор годовщина битвы так и осталась сугубо местечковым празднованием, без упоминаний на федеральном уровне.
Примерно то же самое повторилось и в 2019 году, когда губернатор Калужской области Анатолий Артамонов пытался широко отпраздновать юбилей знаменитого «стояния на реке Угре» 1480 года, когда Великий московский князь Иван Третий фактически положил конец монголо-татарскому игу (река Угра протекает именно в Калужской области). Очень многие российские регионы тогда поддержали инициативу Артамонова, выразив готовность к участию в мероприятии. Но снова резко против выступил Татарстан и снова с доводами «о недопустимости противопоставлять татар и русских». И снова Кремль прислушался к официальной Казани – праздник так и остался региональным…
Меня не покидает ощущение, что кое-кто из руководства Татарстана воспринял уступки высшей власти в стране за слабость Кремля и потому на фронте исторической памяти от «обороны» решил перейти в «наступление»: Кремлю уже явно хотя навязать свои «национальные ценности». Отсюда и инициатива ДУМ Татарстана – если Москва промолчит, то можно идти и дальше: сделать со временем «день памяти убиенных татарских воинов от рук злодея Грозного» светским и общереспубликанским. А там, глядишь, можно добиваться и покаяния от русских, и дополнительных денежных дотаций «за геноцид», и много чего, что может сделать республику максимально независимой от федерального центра.
Очевидно, что инициативу ДУМ сегодня следует пресечь самым жёстким образом.