В трёх знаменитых театрах Москвы сменилось руководство
Газета "Новое дело" №23 от 13.06.24
Подписка на газетуСтоличные театры продолжают сотрясать перемены. На днях неожиданно сменилось руководство сразу трёх знаменитых храмов Мельпомены. В Театре Сатиры уволен худрук Сергей Газаров, сменивший на этом посту Александра Ширвиндта. Театр «Современник» же, который после смерти Галины Волчек остался практически бесхозным, возглавил Владимир Машков. А худруком Театра Виктюка стал Константин Богомолов. Чем вызваны эти внезапные перемены и к чему они могут привести?
Наш «Современник»
Четыре года назад после смерти Галины Волчек «Современник» возглавил Виктор Рыжаков. Его назначение на пост худрука легендарного театра для многих стало откровенным шоком.
Во-первых, это произошло крайне стремительно – на следующий день после похорон Галины Волчек. Судачили, что Евгений Миронов лично договаривался об этом с тогдашним директором департамента культуры Москвы Кибовским. Во-вторых, Рыжаков раньше в «Современнике» никогда не ставил и к его истории отношения не имел.
Некоторые это назначение и вовсе восприняли болезненно. Так, например, Сергей Гармаш даже со скандалом покинул труппу, заявив о неприятии новой политики театра. По другой версии, Гармаш рассчитывал сам стать худруком «Современника» и не смог смириться с тем, что пост достался не ему.
Правда, в качестве причины ухода он назвал «чудовищную ситуацию» в театре после смены худрука. Тем более что многие новые постановки, по мнению ряда критиков, и в самом деле слабо соответствуют эстетике легендарного «Современника».
За время правления Рыжакова театр так и не смог похвастаться ни одной громкой премьерой, способной претендовать на звание события в театральном мире.
В итоге в 2022 году Виктор Рыжаков был отправлен в отставку. Нового худрука назначать не стали. Театром вместе с директором руководил художественный совет, как это было на заре становления «Современника».
Однако несколько дней назад худруком был назначен Владимир Машков.
Говорят, что Волчек таким решением была бы довольна. По крайней мере, как вспоминают современниковцы, она много общалась с Машковым и симпатизировала ему.
Поэтому часть труппы это назначение восприняла с энтузиазмом. Хотя для многих оно стало полнейшей неожиданностью. Однако представление нового худрука труппе прошло довольно тихо и спокойно.
«Машков очень жёсткий человек, и для него театр «Современник» – логичное продолжение «Табакерки» и МХАТа, где он работал и куда он должен, наверное, был прийти в своё время, как уговаривал его Олег Павлович. Но тогда как-то звёзды не сошлись. А сейчас звёзды сошлись», – считает известный театральный критик Марина Райкина.
Другое дело, что Владимир Машков уже руководит Театром Олега Табакова. И к тому же недавно был выбран председателем Союза театральных деятелей.
«Но всё-таки ему 60 лет, он горяч. Олег Павлович в 60 лет пришёл, хочу напомнить, в МХАТ, который был в довольно тяжёлом состоянии, даже в силу времени, и довольно быстро сделал его, скажем так, экономически успешным», – надеется Марина Райкина.
Сатира без юмора
Немалая нагрузка ложится на плечи и назначенного на пост руководителя Театра Сатиры 73-летнего Евгения Герасимова. Он уже много лет является депутатом Мосгордумы. И ещё, как и Машков, возглавляет другой театр – два года назад он сменил на посту худрука Театра Луны его основателя Сергея Проханова. Теперь он называется Театр на Малой Ордынке.
Сергей Газаров, придя в «Сатиру» после ухода с поста Александра Ширвиндта, тоже уже был руководителем театра Джигарханяна, лишившегося лидера после смерти своего создателя.
В результате эти два театра были юридически реорганизованы в один, что ни одному из них не пошло на пользу.
Поэтому представление Евгения Герасимова как нового худрука у труппы особого энтузиазма не встретило.
«Когда пришёл Газаров, нас объединили с театром Джигарханяна. В итоге многие наши актёры остались без работы. А теперь нас ещё и с Ордынкой соединят. Даже если не провернут это официально, как было с театром Джигарханяна, всё равно. То есть по сути «Сатира» – театр с 90-летней историей – просто превратится в площадку, на которой будут играть актёры других театров», – на условиях анонимности поделился с нами один из актёров.
Впрочем, многие его коллеги высказывали недовольство вполне откровенно.
«Люди, которые придумывали эти объединения, вообще про театр что-нибудь понимают?» – поинтересовался у директора департамента культуры Москвы один из сотрудников Театра Сатиры.
Многих покоробило, что при принятии решения не учитывалось мнение старейшин театра. Тем более, что кандидатура Евгения Герасимова на пост худрука Театра Сатиры выглядит довольно неожиданной и даже не совсем логичной.
Хотя говорят, что Герасимов давно метил в кресло худрука Театра Сатиры. Но Александр Ширвиндт, который добровольно ушёл в отставку, преемником выбрал Газарова.
«Да, кандидатура абсолютно неожиданная во всех отношениях, здесь для меня скорее больше против, чем за. Но, как говорит опыт, надо смотреть. Я бы не спешила делать выводы, потому что наши ожидания приносят самые неожиданные результаты. Например, когда в «Сатиру» пришёл Сергей Газаров, я и мои коллеги были уверены, что это его театр. Но прошло два с половиной сезона, третий практически на излёте, и наши ожидания оказались обмануты, так же, как ожидания труппы», – делится Марина Райкина.
Удастся ли Евгению Герасимову их оправдать, покажет время.
Бронное слово
Ну и самое неожиданное, пожалуй, назначение – Константина Богомолова на пост худрука театра Виктюка.
После смерти основателя четыре года назад театр возглавил Денис Азаров. Но в мае 2022 года его сняли с должности, и театром руководил худсовет, в который вошли звёзды театра – Игорь Неведров, Дмитрий Бозин, Александр Тарасов. Как заверяют в театре, решения они принимали коллегиально.
Теперь же право принятия решений перешло к Константину Богомолову, назначенному недавно новым худруком театра Виктюка. При этом он тоже уже является руководителем другого театра.
За пять лет работы в Театре на Малой Бронной, куда он пришёл в 2019 году, Богомолов успел отремонтировать здание и вывести угасающий театр в число самых популярных и модных.
Богомолов оказался единственным из трёх худруков, который не встретился с труппой в день назначения, поскольку находился в это время на полях ПМЭФ.
«Моя задача – сделать так, чтобы это (театральное) пространство… стало новой точкой притяжения для москвичей и гостей города, для всех, кто любит театр», – пообещал в соцсетях Богомолов.
В самом театре сетуют, что новый худрук не имеет никакого представления о труппе.
«Это самый молодой, самый горячий, хотя внешне абсолютно нетемпераментный, не вулканический, как Владимир Львович, но у него свой вулкан внутри. Но будет смена, вектор вообще, вектор развития – какой художественный, не знаю, но у Богомолова есть довольно сильное лидерское качество, он приходит и выстраивает театр. Во всяком случае, вот один он выстроил – на Малой Бронной», – поделилась Марина Райкина.
При этом Богомолов уже пообещал, что останется руководителем Театра на Малой Бронной, который станет опорой в работе с новой для него сценой и коллективом.
Однако для большинства так и осталось загадкой, зачем потребовалось назначать худруков, которые уже возглавляют другие театры. Тем более, что печальный опыт Театра Сатиры продемонстрировал губительность подобного подхода.
«Я думаю, что это объяснимо дефицитом, в первую очередь. Скамейка запасных, как говорят в спорте, абсолютно пуста. Учредители не собираются её заполнять, хотя ресурсы есть», – считает Марина Райкина.
Чем в итоге обернутся недавние назначения, покажет время и зрительский интерес.
Кстати
Ходят слухи, что на этом реорганизация столичных театров не закончится и в скором времени своего поста лишится худрук театра имени Моссовета Евгений Марчелли.
С приходом знаменитого режиссёра, известного индивидуальным творческим почерком, из театра ушли некоторые яркие звёзды. Так, например, Виктор Сухоруков заявил, что его угнетает пустота Марчелли, в котором он, к тому же, не увидел лидера.
Громко хлопнув дверью, из Театра Моссовета ушёл Александр Домогаров. Актёр заявил, что новый худрук классическим постановкам предпочитает арт-перформансы и планомерно разрушает театр.
Ранее сайт Pravda-nn.ru сообщал, что в нижегородском театре оперы и балета состоялась мировая премьера «Пиковой дамы».