Ветеран женского батальона воздушной разведки вспоминает о боях на Курской дуге
Газета "Нижегородские новости"
Подписка на газетуГероический женский 29‑й батальон ВНОС (воздушное наблюдение, оповещение и связь, или воздушная разведка), воевавший на Курской дуге, был сформирован в 1942 году из девушек Арзамасского и соседних районов области.
476 девушек-добровольцев из девяти районов Горьковской области были зачислены в его состав. 1 мая 1942 года они приняли присягу, а уже к лету 1942 года на слух определяли тип летящего самолета, его направление, наличие груза в самолетах противника.
В апреле 1943 года батальон в полном составе принял участие в боях на Курской дуге. Юные бойцы впервые пережили здесь крупный вражеский налет и убедились, что от их умения во многом зависит успех боя. 5 июля 1943 года в боях одновременно с обеих сторон действовало свыше 2000 самолетов. Основные силы ВВС противника на востоке были практически разгромлены, и с 7 июля в воздухе господствовала советская авиация.
У этого легендарного женского батальона были бои за Украину, Белоруссию, Польшу… И главная битва – за Берлин! Долгое время встречались однополчанки после войны. Дружили семьями, ходили на демонстрации, праздновали Победу.
Мы печатаем подлинные страницы дневника ветерана войны Евдокии Барановой и фотографии из семейного архива пресс-секретаря областного Совета ветеранов Людмилы Тумановой.
«5 апреля 1943 года мы прибыли в Курск. Нам очень везло, так как наш эшелон ни разу не попал под бомбежки. На них мы смотрели издали, останавливаясь где-то в поле. Железную дорогу постоянно бомбили, ведь Курская дуга была надеждой для немецкой армии повернуть ход войны вспять. Железнодорожники очень удивились, увидев наш эшелон целым. А когда мы попрыгали из вагонов, то их удивление стало еще больше. Так много девушек в военной форме они еще не видели. Говорили, что это, наверное, потому, что о нас много плачут и молятся.
Разместили нас в большом доме. В первую же ночь мы узнали, что такое бомбежки. Над городом висело более 170 вражеских самолетов. Этот страх мы стали теперь ощущать постоянно».
Перед боями на Курской дуге наша группа находилась на наблюдательном пункте в Рыжкове. Нами командовал ст. сержант Мареев Л.А. Командир взвода мл. лейтенант Фатеев учил нас, как мы должны будем себя вести в случае окружения или прорыва танков. Наблюдая за самолетами, оказались в почти огненном кольце. Вечером командир показал нам в единственную темную сторону и сказал: «Если пойдут танки, бежать будете туда. Сбор будет в Щиграх или Обояни». Уже позже за данную дислокацию батальон наградили орденом Красной Звезды.
«К этому времени мы научились распознавать самолеты по звуку, моментально оглядывать небо. Были, к примеру, такие устройства, которые назывались ямами прослушивания. В лесу они были не нужны, а вот под Курском, на равнинной местности, обойтись без них было невозможно. Это были вырытые в земле углубления, где звук работающих моторов слышен четче, что упрощало определение направления движения самолетов. Из землянки до ямы добирались бегом, фашистские летчики на бреющем полете стреляли из пулеметов по нам, как по живым мишеням.
Различать типы самолетов нас учили, показывая рисунок или фотографию какой-нибудь части самолета: хвоста, крыльев, фюзеляжа. У немцев самолеты заправляли другим бензином, поэтому отличать рев их двигателей мы научились быстро – даже тогда, когда «юнкерсы», «хенкели» и «мессеры» скрывались за облаками. Донесения передавали без права на ошибку, так как по нашим неправильным донесениям могли быть сбиты свои самолеты. Часто имели связь с нашими аэродромами. Передадим донесения, и тут же в воздух поднимаются самолеты и начинают «говорить» зенитки.
В эти наши первые военные дни по донесениям части было проведено около 250 воздушных боев, в которых было сбито 106 самолетов противника».
Вера Аркадьева