Видеть жизнь: как и чему учат в областной спецшколе-интернате для слепых и слабовидящих детей
Газета "Нижегородская правда" №70 от 23.11.22
Подписка на газетуЕсли в Нижегородскую областную специальную школу для слепых и слабовидящих детей зайдёт неподготовленный человек, то он не сразу поймёт, что её ученики не видят. Дети также беззаботно сбегают вниз по лестнице, подростки независимо шагают по коридору с наушниками в ушах. Здесь также занимаются спортом, робототехникой, пением, сдают ЕГЭ и поступают в вузы. Но за всем этим – огромный труд педагогов, сложившиеся десятилетиями традиции и новейшее оборудование, которым оснащены кабинеты в рамках национального проекта «Образование».
Научить улыбаться и грустить
Большинство из 166 учеников школы-интерната – дети из всех уголков Нижегородской области, они здесь живут, уезжая домой только на выходные и каникулы.
«В первый класс к нам приходят дети, которые, как правило, абсолютно не владеют навыками самообслуживания: не умеют ни пуговицы застегнуть, ни ложку держать – это результат чрезмерной опеки родителей, – говорит директор Нижегородской областной специальной школы для слепых и слабовидящих детей Ирина Бударина. – И педагоги учат их всему с нуля – не только читать и писать, но и самостоятельно есть, одеваться, соблюдать личную гигиену».
В учебную программу кроме обычных предметов входит изучение мимики и пантомимики, коммуникативной деятельности, охраны и развития остаточного зрения и зрительного восприятия, развития осязания и мелкой моторики и другие. Все дети с 1‑го по 9‑й классы посещают занятия по хореографии и ритмике.
«Дети с нарушенным зрением изначально не умеют улыбаться, выражать лицом радость и печаль, что необходимо в танце, – рассказывает директор школы. – Благодаря работе преподавателей коррекционно-развивающих курсов эта проблема тоже решается. Ежегодно на протяжении 25 лет к международному Дню танца каждый класс готовит выпускной танец, каждый из номеров концерта настолько эмоционально заряжен, что не оставляет равнодушным никого».
Более 20 лет в школе действует и театр с забавным названием «Кукумбер», что в переводе с немецкого означает «огуречный человечек».
Педагоги школы замечают, что не надо бояться говорить слепым людям слова « видишь», « посмотри» – они так же их употребляют. Просто видят они через слух и тактильные ощущения.
ЕГЭ по Брайлю
Несколько кабинетов школы оснащены по проекту «Доброшкола» в рамках нацпроекта «Образование». Лаборатории по физике и химии, учебное оборудование кабинетов технологии и информатики – всё полностью адаптировано под незрячего ребёнка.
Десятиклассница Аня мечтает стать журналистом. Она с радостью соглашается на интервью, оторвавшись от скучной химической таблицы, которую читала по Брайлю кончиками пальцев.
«Я очень люблю общаться, узнавать новое, поэтому хочу стать журналистом. Моя подруга учится на психолога. А вот наши мальчики в основном хотят стать массажистами, буду обращаться к ним для укрепления здоровья, – заразительно смеётся девушка. – У меня здесь много друзей, нам никогда не бывает скучно вместе».
Уроки массажа тоже входят в учебный план школы. Центру предпрофессиональной подготовки массажистов школы в следующем году будет 30 лет. Сегодня кабинет по обучению массажу, модернизированный по проекту «Доброшкола», – гордость школы. Профессиональные массажные столы, муляж тела человека, в котором можно разобрать и собрать все органы, интерактивный комплекс – такого оснащения нет даже в средних профессиональных учебных заведениях. Благодаря этому незрячие школьники на протяжении нескольких лет становятся участниками национального чемпионата «Абилимпикс» в компетенции «Массажист». Многие поступают в медицинский колледж.
Ученики школы занимают призовые места и в других компетенциях конкурса – по робототехнике, мультимедийной журналистике, обработке текста.
Кстати, ЕГЭ и ОГЭ незрячие школьники сдают наравне с выпускниками массовой школы. Причём результаты по русскому языку и базовой математике, как правило, выше средних по региону и по России. Задания у них точно такие же, только набраны шрифтом Брайля.
Рука в руку
Второй год в школе действует уникальный класс для слепоглухих детей – единственный в регионе. Сейчас в нём пятеро детей, все мальчики.
13-летний Петя не видит и не слышит с рождения. Пробиться к ребёнку через стену слепоты и глухоты специалисты могут при помощи дактиля – контактной жестовой азбуки. На мальчике слуховой аппарат, научить такого ребёнка воспринимать звуки – тоже большой труд.
«Пеетяя хочет ссууушку? Попросиии у Нааасти, – педагог тянет каждую букву, и на каждую букву складывает пальцы ребёнка в определённую конфигурацию».
«Каждая конфигурация кисти руки обозначает букву, – поясняет тифлопедагог Екатерина Белякова. – Мы говорим «рука в руку» и руками ребёнка выкладываем жесты: например, жест «ложка», за которым следует действие – еда. И постепенно у ребёнка предмет становится символом того действия, которое за ним последует. Или даём ему потрогать предметы-символы: ложка означает кушать, ботиночек – одеваться, пирамидка – будет занятие».
Предмет-символ есть и у каждого ученика. Они выкладывают их на полке, когда приходят в школу, чтобы следующий ребёнок мог его ощупать и узнать, кто уже в классе. Так, слепоглухой ребёнок связывает образ слова со значком. Работа ювелирная, требующая огромного терпения, внимания и желания помочь ребёнку.
Выпускники школы работают среди зрячих людей, ни в чём им не уступая и не требуя особых условий труда. Находят своё призвание в профессиях психолога, социолога, учителя, музыканта, экономиста, реабилитолога физической культуры. А одна выпускниц, поступившая в МГУ на журналистику, прославилась на всю страну тем, что брала интервью у Президента России Владимира Путина.
Все о реализации национальных проектов в Нижегородской области — в разделе "Нацпроекты- людям"