Виртуальное реально: как «IT-куб» помогает нижегородским школьникам осваивать профессии будущего
Газета "Нижегородская правда" №93 от 08.12.21
Подписка на газетуРебята из глубинки теперь имеют возможность наравне с жителями крупных городов приобщиться к современным технологиям. Центры цифрового образования детей «IT-куб» позволяют бесплатно обучаться основам программирования, навыкам разработки приложений виртуальной и дополненной реальности, робототехнике и многому другому. Центры «IT-куб» создаются в рамках федерального проекта «Цифровая образовательная среда» национального проекта «Образование».
Образование в кубе
Самый первый в регионе «IT-куб» открылся в 2019 году в Княгинино на базе Княгининского университета.
– Наши кабинеты называются кубами, в каждом кубе своё направление: куб виртуальной реальности, куб системного администрирования, куб по программированию и так далее, – поясняет руководитель Княгининского «IT-куба» Владимир Косолапов. – Чтобы понять, что нравится и в каком направлении хотелось бы развиваться, ребята сначала выполняют задания во всех кубах.
Здесь изучают программирование, системное администрирование, виртуальную и дополненную реальность, робототехнику, мультипликацию, компьютерную анимацию. Недавно появились и такие направления, как управление квадрокоптерами, микроэлектроника, робо-развивайка.
Большинство ребят, которые занимаются в княгининском «IT-кубе», сельские. Сюда организованно привозят на занятия учеников школ не только своего района, но и из Спасского, Сергачского, Перевозского районов. Треть занимающихся – студенты первого курса вузов и студенты колледжей и техникумов до 18 лет. В год обучается 600 – 700 ребят.
– Мы принимаем без какого-либо отбора, не смотрим на изначальные знания, – подчёркивает Владимир Косолапов. – Поначалу наши занятия даются детям из глубинки с трудом – сказывается специфика сельских территорий, где меньше возможностей познакомиться с цифровыми технологиями. Например, когда мы вместе со всеми перешли на дистант, 20 – 30% детей младшего возраста не могли выходить с нами на связь, потому что у них нет компьютера. Но с каким огромным интересом, с какой любовью они относятся к нашим занятиям!
Информационные технологии интересны и девочкам. Причём, как отмечает руководитель, в таком направлении, как системное администрирование, девочки занимаются даже с большим успехом, чем мальчики, они более быстро и аккуратно разбирают и собирают компьютер.
Недавно в центре создали целое проектное бюро по переделке старого сломанного ноутбука в моноблок. Для этого есть всё необходимое оборудование, в том числе и для самостоятельного изготовления нового корпуса.
– Для детей это новый опыт и возможность сделать реальный продукт собственными руками, – отмечает Владимир Косолапов. – Самое главное – им это очень нравится.
Скоро здесь запускается игра в айтишника всероссийского уровня, уже зарегистрировались ребята из Дальнего Востока, центральных и южных регионов России. А 22 декабря здесь запланировано IT-ГТО для 10 команд из разных районов. В будущем году оно может выйти уже на областной или даже всероссийский уровень.
К цифровым профессиям
Ребята из Арзамасского «IТ-куба» участвуют в проекте «С мира по нитке» – подбирают комплектующие для ремонта старых компьютеров, которые затем передаются малоимущим. Центр открылся в 2020 году на базе Арзамасского техникума строительства и предпринимательства. Сейчас в нём обучается около 700 ребят.
– Мы растим будущих программистов, которые будут создавать «мозги» для роботов, работать над искусственным интеллектом, создавать программы дополнительной и виртуальной реальности, – рассказывает начальник Арзамасского центра «IТ-куб» Галина Волгунова. – У нас 12 треков, каждый из которых рассчитан на год. Для самых младших – алгоритмика и логика, это введение в основы программирования. Для ребят постарше – направления по разработке собственных виртуальных миров, разработке мобильных приложений, медиаобучение в сфере блогерства, цифровой гигиены, графического дизайна, дизайна интерьеров и другие. Обучение очень востребовано, уже есть дефицит мест.
В Арзамасском «IТ-кубе» ведётся и большая внеучебная работа, например, ребята смотрят и анализируют топовые научные фильмы ещё до их выхода на широкий экран.
От базового до продвинутого
Программы «IТ-кубов» рассчитаны на два уровня – базовый и продвинутый. Окончив базовый уровень, ребёнок сам решает, хочет ли он идти в группу продвинутого уровня или попробовать себя в новом направлении. При желании каждый школьник может последовательно получить несколько компетенций в разных сферах. Есть более сложные программы от партнёров по программированию – «Лицей Академии Яндекса», «IT Школа Samsung», корпорации Intel. Такие выпускники получают уровень джуниор-программиста, по сути это готовые кадры для работодателя.
В сентябре этого года открылся центр цифрового образования «IT-куб» в нижегородской школе № 186. Центр был создан в консорциуме с Нижегородским радиотехническим колледжем и при методической поддержке Княнининского университета. В следующем году в регионе планируется открыть ещё четыре «IT- куба». Нижегородская область является лидером в создании «IT-кубов».
По данным директора центра новых форм развития образования Нижегородской области Андрея Наумова, в Нижегородской области сегодня действует 209 центров «Точек роста», три «IT-куба», шесть школьных «Кванториумов».
Все о реализации национальных проектов в Нижегородской области — в разделе "Нацпроекты- людям"