Кто виноват в Харьковской трагедии 1942 года
Газета "Новое дело" №25 от 30.06.2022
Подписка на газетуЭтим летом исполняется ровно 80 лет битве за Сталинград. Формально считается, что началась она в июле 1942 года, когда немецкие войска вышли на дальние подступы к этому городу. Однако в реальности её началом можно считать харьковскую операцию Красной армии, которая закончилась неудачей и которая позволила врагу осуществить прорыв к Волге…
И действительно, допущенные при планировании операции ошибки и стратегические просчёты привели к окружению и разгрому трёх советских армий и потере около 270 тысяч человек. Историки до сих пор спорят о причинах харьковской катастрофы. Тем более масла в огонь в своё время подлили и сами очевидцы событий.
Особо здесь усердствовал Никита Хрущёв. В 1942 году он был членом Военного совета Юго-Западного фронта – как раз в полосе этого фронта и случилось сражение за Харьков. На ХХ съезде КПСС в своём «секретном» докладе Хрущёв прямо обвинил в поражении главу советского государства военной поры Иосифа Сталина. По заверению Никиты Сергеевича, именно Сталин якобы настоял на наступлении, которое не было до конца подготовлено; потом, когда немцы нанесли свой удар, не отдавал приказа перейти к обороне, а когда отдал, было уже поздно…
Однако факты опровергают столь односторонние обвинения. Так, по итогам Харьковской операции сохранился доклад от 30 мая 1942 года, подписанный командованием Юго-Западного фронта, а именно командующим маршалом Семёном Тимошенко, начальником штаба генерал-лейтенантом Иваном Баграмяном и тем же Никитой Хрущёвым. Там, в частности, говорилось: «Главная причина провала Харьковской операции была в том, что командование Юго-Западного направления неправильно оценило обстановку, а когда войска Юго-Западного фронта попали в сложное положение, своевременно не прекратило наступление. Более того, настаивало перед Ставкой на его продолжении… Штаб фронта преуменьшил силы врага на 30 процентов, несвоевременно вскрыл подходившие из глубины его резервы и проводимые им перегруппировки…».
В общем, вина командования фронта была как минимум ничуть не меньшей, чем Ставки Верховного командования…
Головокружение от успехов
На мой личный взгляд, причиной поражения стали ошибки всех причастных к планированию операции – от столичного до фронтового руководства. Начать надо с того, что успешные наступательные операции РККА зимой 1941 – 1942 годов под Москвой, Ростовом-на-Дону, в Крыму и под Харьковом буквально вскружили голову нашим военачальникам. А у Верховного главнокомандующего Сталина сложилось убеждение, что Красной армии удалось завладеть стратегической инициативой и она способна к активным наступательным действиям. Хотя на самом деле войска зимой понесли очень тяжёлые потери, нуждались в пополнении и отдыхе.
Плохо сработала и военная разведка. Судя по её донесениям, немцы предстоящей весной и летом собирались наступать на Москву, хотя на самом деле Гитлер принял решение нанести удар на юге с целью выйти к запасам бакинской нефти. Эта ошибка заставляла держать значительную часть резервов Ставки на западном направлении в ущерб южному…
В январе 1942 года войска Юго-Западного фронта провели успешную Барвенково-Лозовскую операцию, в ходе которой была освобождена южная часть Харьковской области, в том числе города Изюм, Барвенково и Лозовая. В результате возник так называемый Барвенковский выступ, с которого советское командование планировало проведение наступательной операции с целью освобождения Харькова и полного разгрома немецкой группа армий «Юг». Планы вообще были грандиозные: после взятия Харькова намеревались развернуть наступление в направлении Днепропетровска, чтобы за пару месяцев очистить от врага всю левобережную часть Украины.
Любопытно, но более всех настаивал на проведении наступления именно член Военного совета Юго-Западного фронта Хрущёв. Ведь он был одновременно первым секретарём ЦК Компартии Украинской ССР, и ему явно не терпелось как можно быстрее начать освобождение вверенной ему территории. Сталин дал добро…
Однако и немцы планировали своё южное наступление, причём тоже в районе Барвенковского выступа. Для этого с ростовского на харьковское направление была переброшена Первая танковая армия фон Клейста. Увы, наша разведка это перемещение вовремя не обнаружила…
Наступление началось 12 мая 1942 года и поначалу развивалось успешно – Красной армии удалось довольно глубоко вклиниться во вражескую оборону в направлении города Красноград и даже частично выйти на оперативный простор. Однако решительного успеха достичь так и не удалось. Наступление стало явно выдыхаться. Как вспоминали потом очевидцы, танки ушли вперёд, значительно оторвавшись от поддерживающей их пехоты, что делало их лёгкой добычей для противника. Кроме того, наступающих очень слабо поддерживала авиация…
Немцы же, в свою очередь, выбрали верную тактику. Они дождались момента, когда в прорыв ушли все основные силы Красной армии, а оборона на русских флангах сильно ослабла. И утром 17 мая танковая армия фон Клейста из района Славянска нанесла мощный удар в тыл соединениям Юго-Западного фронта, наступавшим с Барвенковского плацдарма. Немцы довольно быстро смели нашу оборону, совершили длительный бросок и замкнули кольцо окружения – к 23 мая силы 6‑й, 57‑й, 9‑й армий Юго-Западного фронта оказались в полном кольце…
Почему урок оказался впрок
Ситуация усугублялась тем, что командование фронта какое-то время вводило Ставку в заблуждение – вовремя не обнаружило танковую армию противника, не остановило наступление своих войск, когда стало ясно, что немцы прорвались в наши тылы (тем самым ещё больше загоняло свои подразделения в ловушку), и при этом слало в Москву бодрые донесения об успешном ходе операции. Это, в свою очередь, повлияло на решение Сталина продолжить наступление, хотя Генеральный штаб – по своим источникам – уже всё понял, оценил и предлагал Верховному срочно перейти к обороне. И только тогда, когда катастрофа стала очевидной, Сталин отдал приказ об остановке наступления, но было уже поздно…
Смертельная агония окружённых армий Юго-Западного фронта продолжалась почти неделю – прорваться из барвенковского «котла» через реку Северский Донец удалось немногим – не более 150 тысячам человек (меньше половины личного состава). Остальные либо погибли, либо попали в плен. Среди погибших были заместитель командующего Юго-Западным фронтом генерал-лейтенант Костенко, командующий 6‑й армией генерал-лейтенант Городнянский, командующий 57‑й армией генерал-лейтенант Подлас, командующий оперативной группой генерал-майор Бобкин и другие…
Говорят, что для Сталина Харьковская катастрофа стала глубоким личным потрясением. «В течение каких-либо трёх недель Юго-Западный фронт благодаря своему легкомыслию не только проиграл наполовину выигранную Харьковскую операцию, но успел ещё отдать противнику 18 – 20 дивизий, – заявил Сталин, обращаясь к Тимошенко и к Хрущёву. – Если бы мы сообщили стране во всей полноте о той катастрофе, которую пережил фронт и продолжает ещё переживать, то я боюсь, что с вами поступили бы очень круто».
Однако никого всерьёз Сталин наказывать не стал. Фронтовому начальству дали возможность искупить свою вину – все они продолжили свою карьеру, а начальник штаба фронта Иван Христофорович Баграмян вообще стал успешным полководцем, получив после войны звание Маршала Советского Союза. Мне кажется, что Сталин не стал никого карать, потому что чувствовал и свою вину за случившееся – наверное, не меньшую, чем командование фронта…
…Да, разгром войск Юго-Западного фронта под Харьковом позволил немцам осуществить летом 1942 года свой план под кодовым названием «Блау» и выйти к Сталинграду и на Кавказ. Однако наше руководство извлекло правильный урок из случившегося. Потому что на следующий год харьковская ситуация повторилась уже под Курском. Там, на Курской дуге, летом 1943 года снова готовились наступать и наши, и немцы. Только в этот раз наши предпочли активную оборону, временно дав карт-бланш в руки врага.
И не прогадали – перемолов наступавшие силы немцев, Красная армия сама перешла в контрнаступление и одержала решительную победу. Очевидно, что и Ставка, и вся Красная армия оказались очень умелыми учениками.
Ранее сайт Pravda-nn.ru разбирался, зачем России грозят ядерной войной.