Вырастут ли цены на такси из-за новых правил?
Газета "Нижегородская правда" №37 от 28.06.23
Подписка на газетуС 1 сентября 2023 года таксистам планируют окончательно запретить работать без лицензии. Соответствующий законопроект Госдума уже одобрила в первом чтении. Предполагается, что нововведение будет способствовать сохранности и безопасности пассажиров. Однако многие эксперты полагают, что одновременно это приведёт к существенному удорожанию стоимости услуг.
Всё выше, выше и выше
Цены на такси и так существенно выросли за последний год.
«Раньше от центра Сормова до Московского вокзала можно было доехать за 160 – 180 рублей. Сейчас меньше 300 цена не опускается, а бывает, что приложение выдаёт 400 рублей и больше», – рассказывает нижегородка Лариса Царёва.
«Я живу на улице Богдановича в Верхних Печёрах, чтобы приехать в гости к друзьям в Московский район теперь надо заплатить 800 рублей. Последний раз уехала за 600. И считаю, что это не худший вариант. А ведь буквально год назад платили 350 – 400», – рассказывает жительница Нижнего Новгорода Наталья.
И такими наблюдениями могут поделиться многие нижегородцы и жители других регионов. Но и эти цены, судя по всему, не предел.
Купи страховку и пройди аттестацию
Итак, главное нововведение – с 1 сентября все водители должны получить разрешение на работу. Следить за его наличием будет служба заказа такси. Если агрегатор передаст заказ водителю, работающему без соответствующего разрешения, то компании грозит штраф до полумиллиона рублей либо она будет заблокирована Роскомнадзором.
Кстати, на сегодняшний день, по оценке «Общественного совета по развитию такси», извозом занимаются
2 миллиона человек, при этом официальное разрешение имеют лишь 400 тысяч, то есть четверо из пяти работают нелегально.
Возникает вопрос: как получить то самое разрешение? Собственно, ничего сложного в этом нет. Более того, его будут выдавать бесплатно в течение пяти рабочих дней. Однако придётся в обязательном порядке оформить ОСАГО для пассажирских перевозок. Оно в несколько раз дороже полисов для обычных автомобилистов. Его стоимость составляет от 40 до 70 тысяч рублей, а в столичных регионах доходит до 160 тысяч. Собственно, цена полиса и есть тот камень преткновения, из-за которого многие водители такси не хотят оформлять лицензии.
Будут и другие нововведения. С 1 сентября 2023 года к перевозкам не допустят водителей с непогашенной судимостью за убийство, причинение тяжкого вреда здоровью, разбой и грабёж. Не выйдут на линию водители, у которых больше трёх неоплаченных штрафов, которых лишали водительских прав за нарушение правил дорожного движения более одного раза за год и, наконец, водителей, не прошедших аттестацию. Да-да, всех водителей такси обяжут пройти аттестацию, где они продемонстрируют свои знания географии населённого пункта, в котором будут работать.
Также всех водителей такси обяжут проходить медицинские осмотры и заполнять путевые листы перед сменой. Требования к внешнему виду такси пропишут уже региональные власти. Это могут быть шашечки, жёлтый кузов или оранжевый фонарь на крыше.
Все службы такси, перевозчиков, машины объединят в реестры. Это должно обеспечить тотальный контроль за агрегаторами, водителями и их клиентами.
В общем-то, цель всех новаций благая – защитить права пассажиров, сделать поездки более безопасными.
«Принятие закона стало необходимостью в связи с тем, что до последнего времени законодательством не была урегулирована деятельность агрегаторов, их правоотношения с перевозчиками легковым такси и пассажирами. Именно агрегаторы стали драйвером рынка в последнее время, обеспечив резкий рост количества перевозок пассажиров и багажа легковыми такси. Не менее важным вопросом является распределение ответственности с учётом появления новых участников рынка», – сообщают в Минтрансе России.
Ценовой вопрос
Но вот кто сможет ездить по тем тарифам, которые будут образовываться после того, как водители заплатят за полис, внешний вид машины и услуги медосмотра, – большой вопрос. Некоторые эксперты полагают, что цены вырастут на 10 – 20%, другие прогнозируют рост в разы, потому что многие водители просто вынуждены будут уйти с рынка. Меньше машин – выше цены.
Впрочем, и это ещё не всё. С 1 сентября 2024 года вводится обязательное страхование гражданской ответственности перевозчиков легковым такси.
«Вступление законопроекта в силу позволит значительно улучшить финансовую защиту пассажиров такси в случае причинения вреда их жизни или здоровью. Согласно предварительным расчётам, новый вид страхования обойдётся в 56 копеек на каждую поездку, а стоимость полиса обязательного страхования ответственности владельца такси перед пассажирами составит около 2,5 – 3 тысяч руб-лей в год», – прокомментировали во Всероссийском союзе страховщиков.
Радость от происходящего, понятное дело, не разделяют таксисты. А исполнительный директор ассоциации «Национальный совет такси» Наталия Лозинская заявила, что такой закон скажется на рынке негативно.
«Считаю абсолютно неразумным вводить ещё один вид страхования тогда, когда есть огромная проблема с предыдущим обязательным видом страхования, который сейчас почти недоступен перевозчикам», – добавила спикер.
В любом случае законопроект уже принят в Госдуме во втором и третьем чтениях. Как все нововведения отразятся на ценнике, насколько безопасной окажется дорога для желающих воспользоваться такси, покажет время.