«Юрковка» возвращается: легендарная нижегородская галерея открылась в новом месте
Газета "Нижегородская правда" №68 от 16.11.22
Подписка на газетуМногие нижегородцы помнят художника Александра Юркова, который создавал уникальные картины из листьев. Превратив в галерею подвальчик у своего дома на Большой Покровской, много лет мастер радушно встречал гостей. Экскурсоводы водили туда туристов, некоторые из которых умоляли Юркова продать им картины. Но он поклялся, что его работы не покинут Нижний. И когда мастера не стало, картины поселились в выставочном комплексе на площади Минина. Два года назад комплекс закрылся, здание отдали Художественному музею. А экспозиции «Юрковки» пришлось искать новый дом. И вот она снова вернулась к зрителям, как и завещал художник.
Музейный квартал
4 ноября, в символичный двойной праздник – День народного единства и Казанской иконы Божией Матери – «Юрковка» открыла свои двери почти напротив домика Каширина, в уютном особнячке на улице Сергиевской, 12, когда-то принадлежавшем владельцу знаменитых ковалихинских бань купцу Гнеушеву.
И теперь зрители вновь могут увидеть картины Александра Юркова в созданной им технике флорийской мозаики, повторить которую не удалось ни одному его последователю. Удивительный мастер, театральный художник, он так тонко и филигранно подбирал оттенки листьев, что с первого взгляда нельзя догадаться, что это не краски.
Юные посетители новой галереи, показывая на одну из работ, сказали: «Так вот же мазки!». «Это не мазки, это лист с початка кукурузы», – объяснила им хранитель наследия Юркова Геля Деулина. И это действительно так. Клей ПВА и листья, которые мастер собирал весной, из-под снега, когда они окончательно потеряли свой цвет, высушенные и выглаженные – это всё, что использовал Юрков при создании своих картин. Плюс пинцет и скальпель.
А его скульптурные композиции, которые сам он называл баловством, созданы из семян арбуза, дыни, подсолнечника и даже ореховой скорлупы! Все они в идеальном состоянии и сегодня.
История в листьях
Хранитель наследия Геля Александровна как никто другой знала художника и поддерживала его до его последнего дня, когда Александр Николаевич, практически ослепший, чуть не наощупь продолжал создавать свои картины. Как мог он с лупой часовщика на глазу вырезать из листьев такие тонкие детали – загадка и в чём-то творческий подвиг, о котором без устали и рассказывает Геля Деулина, проводя экскурсии по залам.
Первый зал, с камином XIX века, на котором уютно расположились портреты Юркова, показывает его жизнь в театре. От момента, как он попал в театр, до знаменитых спектаклей Нижегородского театра драмы, где Юрков работал главным художником с 1976 по 1986 годы.
Сценография спектаклей, от детского «Зайки зазнайки» до философского «Иудушки Головлёва», которыми гордился художник, также вошла в экспозицию. И дети с изумлением опознают в стульчике макета консервную банку! А макет задника спектакля- береста на бархате, удивительным образом передают мрачную атмосферу «Иудушки Гололёва».
«Весь стиль его неповторим, – уверена Деулина. – Каждый из нас делал аппликации из листьев, но у Юркова это не аппликация и даже не мозаика, это настоящая живопись… И с каждой работой она становилась всё совершеннее. Даже когда стал слепнуть, он словно видел третьим глазом».
Семья и философия
Второй зал – портреты семьи художника, история его рода и мест, которые он любил. Сразу обращает на себя внимание портрет матери, которую он изобразил с двумя детьми – собой и братом.
Третий зал собрал жизненные впечатления Юркова. Его философию, в которой любовь ко всему живому переплетается с любовью к людям и главными нравственными ценностями. И поклонники его творчества видят в его картинах свою жизнь. И душевная боль автора чувствуется в этих работах, на которых даже в образах животных проскальзывает философский взгляд мастера на мир вокруг. Трогательная лошадь с жеребёнком, трубящий лось, потерявший друга…
В четвёртом зале собраны картины, рассказывающие о Нижнем Новгороде – городе, который до самозабвения любил Юрков, находя в его заброшенных уголках красоту и вдохновение. Кремлёвские башни соседствуют тут с безымянными улочками, давно ушедшими в небытие. От каждой из работ веет теплом и любовью, не почувствовать которую нельзя. Очень сильное впечатление производят последние работы художника, одна из которых – неоконченная, вместе с пинцетом стоит на его столике рядом с корзиной листьев… А на стене рядом две его финальные работы, одна из которых так и названа «Финал».
До последнего дня Юрков работал – слепой, ослабленный болезнью, но не сломленный и бесконечно влюблённый в жизнь и творчество.