Захар Прилепин рассказал нижегородцам, почему СВО показала проседание культуры
Газета "Нижегородская правда" №65 от 06.11.24
Подписка на газетуТворческая встреча с российским писателем, общественным деятелем и офицером Росгвардии Захаром Прилепиным стала одним из мероприятий школы-фестиваля Леонида Лундстрема. В этот день встретиться с ним в просторный зал «КУПНО. СТАРТ» пришли студенты, писатели, творческая интеллигенция и все, для кого важны его творчество и гражданская позиция. Мы собрали самые интересные вопросы и ответы.
О культурной элите
– Скрывать не станем, происходящие у нас сегодня события, в том числе и СВО, показали проседание нашей культуры, культурной ситуации и культурной элиты в связи с новыми вызовами. Все существующие институции – и минкульт, и минобр – оказались не вполне готовы к данной ситуации. И нам надо заново пересобрать и пересоздавать молодую элиту. Причём создавать её нужно прямо сейчас, а не завтра или послезавтра! Такие вещи долго раскачиваются. И общественники, как во все времена, начинают проектным образом работать с самыми ключевыми группами – с музыкантами, поэтами, литераторами, военными и так далее. Впереди больших государственных процессов должны идти люди.
Без организации никто не начинает писать симфонии, не начинает писать поэмы, не становится инженером, кинематографистом – да кем угодно. Ничего из этого само по себе не происходит, это всё рукотворные процессы. Мы получили Победу в 1945 году, а вместе с этим национальную свободу и все остальные вещи. И сегодня история повторяется.
О музыке
– Это просто нереально, какие в советскую эпоху были чудеса в живописи, кинематографе, музыке, литературе. Был создан, например, колоссальный класс композиторов‑песенников, которые стали великими в том числе и потому, что получили классическое образование. Это и Матвей Блантер, и наш с вами гениальный земляк Борис Мокроусов, и Василий Соловьёв‑Седой, и Модест Табачников. Я много лет собираю коллекцию музыки сталинского периода, у меня в ней уже 77 композиторов, и у каждого из них есть несколько, а у некоторых и по 10 – 20 настоящих музыкальных шедевров. Вообразите себе этот масштаб! Безусловно, я не отношу сюда Александра Александрова или Рейнгольда Глиэра – они наследие другой эпохи. Глиэр ещё до революции был, как сегодня бы сказали, суперзвездой. Но большинство знаменитых имён появилось именно после 1917 года.
А представьте 1935‑й, 39‑й, 40‑й, 45‑й годы – в стране одномоментно пишут, работают и творят Дмитрий Шостакович, Георгий Свиридов, Арам Хачатурян, Сергей Прокофьев – уникальное разноцветье имён! Да, сегодня тоже пишутся песни. Но они существуют 3 – 5 лет, а потом рассыпаются, опадают как листва, редкие песни существуют долго. От той эпохи остался целый пласт песен, который у нас поют за любым столом.
А сорняки всегда прорастают сами, с ними ничего не поделаешь, это и есть попса и шансон. Их вообще можно в асфальт закатать, и они прорастут уже через два дня, и у них тут же будут поклонники. Российская эстрада полна Клавами Кока. Сколько это можно терпеть? В этом смысле я авторитарен. В моей стране, расцветающей стране будущего, такую музыку слушали бы только сектанты. Скажем, секта Стаса Михайлова сидела бы в лесу, слушала его песни и радовалась. А по радио в это время крутили бы классическую музыку, русские песни.
О литературе
– Подъём культуры советского времени касается не только композиторов. Можно брать любую другую сферу. В литературе это было время невероятной генерации поэтов, литераторов Великой Отечественной войны. Константин Симонов, Александр Твардовский, Владимир Луговской… А ведь, по сути, это крестьянские, посадские, мещанские дети, которые при новом строе получили возможность вертикального взлёта. Шолохов и Островский были абсолютные мировые суперзвёзды с миллионными тиражами и сотнями переводов на все иные языки. Именно русские писатели – Достоевский, Толстой и Чехов – до сих пор определяют всю мировую повестку. А Достоевский является самым главным писателем человечества по количеству переводов, влиянию. Ни Мольер, ни Вольтер, ни Марк Твен, ни кто угодно, а Достоевский! И Толстой стоит где-то неподалёку. В любом списке главных писателей мира, который составляют в любой стране, русские всегда занимают в десятке две-три позиции.
О кино и культуре в целом
– Если говорить о кино, в 20‑е и 30‑е годы советский кинематограф был ведущим в мире. Не в пятёрке лучших, а ведущим! Ещё Голливуда не было, мы были главные законодатели кино и киномонтажа. С тех пор весь массив культуры совершенно перевоспитался в другом русле, и мы утратили лидирующие позиции. Я хочу одно сказать. Дело в том, что вы и все мы являемся представителями великой русской классической культуры. И она не просто одна из великих мировых культур, а одна из ведущих вообще в истории человечества, притом что в мире сегодня около 200 стран, тысячи языков и десятки тысяч культур. А мы сильны тем, что принадлежим к своей культурной традиции. И осуществляя тот или иной выбор, человеческий и гражданский, в том числе и в такие сложные дни, как сегодня, надо учитывать, что для русской классической традиции – музыкальной, живописной, литературной – вопрос выбора в сегодняшний день не стоял бы вообще. Ни для Мусоргского, ни для Пушкина с Достоевским, ни для Верещагина не стоял бы вопрос, чью сторону принять и вступать в конфликт с великой западной цивилизацией или не вступать. Они безоговорочно выбирали Россию даже тогда, когда её правота была спорной.
Совершая тот или иной выбор, я оглядываюсь и смотрю, а как Пушкин, и Достоевский, и Шолохов вели себя в подобной ситуации.
О перспективах завершения СВО
– Не надо преувеличивать успехи на фронте. Наши ребята – молодцы, вчера за один день взяли два небольших города. Но даже чтобы дойти до Днепропетровской области в том темпе, который мы сейчас взяли, нам надо полгода. А вся Украина куда больше, и впереди большие города, в которых придётся применять куда больше ресурсов. Возможность для завершения боевых действий есть всегда, но на каких условиях и в каких обстоятельствах – это уже другой вопрос. Пока мы не победили, но уже видим призрак этой Победы.