Запущенных случаев туберкулёза в Нижегородской области стало больше из-за пандемии коронавируса
Газета "Нижегородская правда" №15 от 16.03.2022
Подписка на газетуТуберкулёз – одно из древнейших инфекционных заболеваний. Палочка Коха существует столько же, столько само человечество. Опасность болезни – в её способности долгое время протекать скрытно, без каких-либо симптомов. Об этом напоминает главный внештатный фтизиатр регионального минздрава, главный врач областного противотуберкулёзного диспансера Александр Яшин.
Последствие пандемии
Сегодня в регионе неплохая статистика по заболеваемости туберкулезом. За 2021 год она составила 22,4 случая на 100 тысяч населения. Для сравнения: 10 лет назад этот показатель равнялся 100 случаям на 100 тысяч населения.
– Однако эпидемическую ситуацию по туберкулёзу нельзя оценивать как благополучную – больных гораздо больше, – уверен внештатный фтизиатр министерства здравоохранения Нижегородской области Александр Яшин. – Об этом свидетельствуют два фактора. Во‑первых, выявляется много запущенных форм с распадом лёгочной ткани. Во‑вторых, при уменьшении количества выявленных взрослых больных туберкулёзом больше стало выявляться детей: в 2021 году по сравнению с 2020‑м заболевших детей выявлено на 33% больше. Это свидетельствует о том, что у нас есть скрытый резервуар инфекции – не выявленные больные. Основная причина такой ситуации – пандемия COVID‑19: сокращение, а в периоды пиковой заболеваемости полное прекращение профилактической работы, а также высокий уровень тревожности и стресса у людей, связанный с пандемией.
По данным Александра Яшина, сегодня только 40 – 45% случаев туберкулёза выявляется при профилактических осмотрах (до пандемии этот показатель составлял 50 – 60%). Это означает, что нам ещё предстоит ощутить последствия пандемии в виде запущенных случаев туберкулёза.
Главная защита – иммунитет
Туберкулёзом можно заболеть в любом возрасте, но в основном это люди трудоспособного возраста, от 20 до 50 лет, 70% заболевших – мужчины.
Чтобы заразиться туберкулёзом, даже не обязательно находиться рядом с больным человеком. Бациллы, которые выделяет больной при кашле, чихании и даже громком разговоре, остаются в воздухе в виде взвеси несколько часов, оседая потом на мельчайших частичках пыли, где могут сохраняться до нескольких месяцев. Вместе с этой взвесью микобактерии попадают в наши дыхательные пути. Но воспалительный процесс в лёгких развивается при условии, если снижен иммунитет.
– Иммунитет снижается при любых хронических заболеваниях: при сахарном диабете, язвенной болезни желудка и двенадцатиперстной кишки, а также в стрессовых ситуациях, – отмечает Александр Яшин. – В особой группе риска – люди с ВИЧ. Последнее время мы встречаем всё больше пациентов с туберкулёзом и ВИЧ-инфекцией одновременно. Кроме того, микобактерия, как и любая бактерия, склонна к мутациям. Появляются штаммы, которые не поддаются лечению. Причина этого – неправильное выполнение назначений врача, перерывы в лечении.
Социальная болезнь
Туберкулёз – социальная болезнь. Заболеваемость растёт при ухудшении социально-экономической ситуации. Плохое питание, вредные привычки, плохие жилищные условия, стрессы – всё это влияет на рост заболеваемости.
Одна из проблем в борьбе с туберкулёзом – отсутствие ответственности для больных туберкулёзом, которые по разным причинам не хотят обследоваться и лечиться, подвергая опасности заражения других. За год больной туберкулёзом заражает в среднем 10 человек.
– Мы не имеем права обязать их выполнять назначения врача и соблюдать санитарно-гигиенические и противоэпидемические правила, – поясняет Александр Яшин. – Да, мы можем обратиться в суд и получить положительное решение суда о проведении обязательного лечения, но наказания за неисполнение решения суда не предусмотрено. Поэтому пациент, даже при наличии решения суда, может просто уйти.
Как говорит главный фтизиатр области, остановить рост туберкулёза может только ежегодное обследование. Сегодня в арсенале противотуберкулёзной службы кроме флюорографии есть и другие методы диагностики, в том числе лабораторные. Наши врачи научились лечить любые формы туберкулёза – и с множественной лекарственной устойчивостью, и в сочетании с ВИЧ-инфекцией. Но лечение на ранней стадии заболевания проходит гораздо быстрее и эффективнее.