Зарубежные бренды приостанавливают работу в России: разбираемся, кто придёт им на смену
Газета "Нижегородская правда" №13 от 10.03.2022
Подписка на газетуДесятки западных и восточных компаний уходят с российского рынка. Закрываются магазины, прекращаются поставки, отменяются премьерные показы в кино. Эксперты считают, что благодаря этому отечественные производители получили новые возможности для развития.
Последний день IKEA
Вечером 3 марта в магазине IKEA в торговом центре «Мега» выстроились гигантские очереди. Жители Нижегородской области съехались сюда после новости о том, что шведский бренд с 4 марта прекращает продажи в России. Приехали после работы целыми семьями.
– У нас сейчас ремонт в самом разгаре, – рассказала нижегородка с переполненной тележкой. – Всё, что касается стройматериалов, мы уже давно закупили, а вот мебель и декор ещё нет. Пришлось отменить все планы на вечер и срочно ехать в магазин.
Ранее о приостановке продаж в России объявил шведский производитель одежды и обуви HM.
– Ещё утром пришло уведомление о скидке 15% на всё в магазинах и онлайн, – поделилась покупательница. – В течение дня я заходила периодически в приложение магазина и наполняла корзину – как раз самое время купить ребёнку одежду на весну. Но когда собралась оплачивать, приложение перестало работать. Только утром я узнала о том, что НМ отказался работать в России. Хорошо, что я не успела оплатить, потому что непонятно, как бы они возвращали деньги или доставляли товар. Я давний и преданный поклонник бренда, и меня подобное поведение оскорбляет. Даже если они вернутся в Россию, я там ничего больше покупать не буду. У меня тоже есть принципы, а не только у НМ.
В минувшие выходные список ушедших брендов одежды пополнили Zara, Massimo Dutti, Bershka, Oysho, PullBear, Stradivarius. Временно закрыл свои магазины в России французский производитель косметики L’Oreal.
Без руля
Неспокойно и на рынке IT-технологий. В ночь на 2 марта остановила продажи товаров в России и экспорт своей техники американская корпорация Apple. Кроме того, в компании рассказали об отключении системы платежей Apple Pay и других услуг. Магазины уже через день всё-таки открылись, но «яблочные» гаджеты резко подскочили в цене.
– Айфон, который я купил в конце февраля за 70 тысяч, сейчас стоит 240 тысяч руб-лей, – рассказал нижегородец Андрей.
Об уходе с российского рынка объявила Microsoft. В конце прошлой недели временно остановила экспорт своей продукции в Россию южнокорейская корпорация Samsung.
Санкции затронули и автопром. О прекращении производства в России заявил германский автоконцерн Volkswagen. На горьковском автозаводе приостановлена контрактная сборка автомобилей Volkswagen и Skoda. Кроме Volkswagen заморозили производство BMW Group, Ford, Hyundai, Mercedes-Benz, Renault и другие. Экспорт машин и комплектующих среди прочих приостановили Audi, General Motors, Harley-Davidson, Porsche. Отказались от техобслуживания российских самолётов Airbus и Boeing.
И этот список постоянно пополняется: ежедневно о намерении остановить поставки, продажи или сотрудничество с Россией объявляют десятки компаний. Отказались работать в нашей стране Lego и французский дом моды Hermes, временно не работают системы интернет-бронирований Airbnb и Booking. Полностью закрывают свои магазины в нашей стране Adidas и строительный гипермаркет OBI.
Все 850 ресторанов в России закрывает «Макдоналдс», приостановили деятельность в стране Coсa-Cola и PepsiCo.
Новые возможности
Одни отказ работать в России называют решением вынужденным из-за санкций, другие объясняют происходящее невозможностью доставлять товары, третьи выражают так своё отношение к военной операции на Украине. К тому же из-за колебаний курса рубля не все понимают, по какой цене продавать товар. В любом случае сами бренды говорят о том, что прекращение работы в России имеет временный характер. Вот только вряд ли им удастся сохранить за собой ту же нишу, даже если ограничения снимутся.
Ведь пока одни бренды отказываются от сотрудничества с Россией, другие не только не уходят с нашего рынка, но и наращивают своё присутствие.
– Сеть ресторанов быстрого питания Burger King не планирует уходить из России и по-прежнему рассматривает страну как один из стратегических рынков, – сообщили в компании и заявили о намерении открыть новые рестораны в нашей стране в этом году.
Той же позиции придерживается и компания Leroy Merlin, торгующая стройматериалами и принадлежностями для ремонта.
– Компания Leroy Merlin и все наши 112 магазинов в России работают в стандартном режиме. Мы не планируем каких-либо изменений, – заявили в компании.
О намерении остаться на российском рынке объявил основатель и глава японской Fast Retailing Co (владеет торговыми марками Uniqlo и Theory) Тадаси Янаи. Компания продолжит работу, несмотря на массовый уход западных брендов и международное давление.
– Одежда – это жизненная необходимость. Народ России имеет такое же право на жизнь, как и мы, – процитировал Тадаси Янаи Bloomberg.
Эксперты считают, что место уходящих компаний неизбежно займут либо действующие российские производители, либо новые. Сейчас хороший шанс для выхода на первый план отечественных брендов.
– Привычные бренды приостанавливают работу в России, в Нижегородской области, – отметил губернатор Глеб Никитин. – Но номенклатура в основном сохранится. Нашему бизнесу сейчас откроется больше мест для торговли. Надо пользоваться.
Так, нижегородские модельеры уже обсуждают новую стратегию: наладить цепочку между дизайнерами, швейными предприятиями и торговыми сетями, чтобы одежды нижегородских производителей стало больше.
– Нашим предпринимателям предстоит попытаться занять те ниши, которые освобождают уходящие из региона иностранные инвесторы, – отметил депутат Законодательного собрания Нижегородской области Андрей Тарасов. – В ближайшее время будет создан некий план с учётом всех пожеланий бизнес-сообщества, в областной бюджет будут внесены изменения. У нас нет ни газа, ни нефти, главное достояние Нижегородской области – это люди и то, что они производят.