Жору Крыжовникова признали лучшим режиссером интернет-сериала
Газета "Новое дело" №15 от 18.04.24
Подписка на газетуНашумевший сериал «Слово пацана» вышел на телеэкраны. Успех этого проекта – настоящая сенсация. Многие связывают его с тем, что в фильме узнаваемо показаны лихие 90‑е: с их нравами, образом жизни и даже музыкой. Это и не удивительно – режиссёр фильма 45-летний Жора Крыжовников о пацанских реалиях знает не понаслышке. Кстати, познакомился он с ними у нас, в Нижегородской области. Как же парню из провинции удалось заставить говорить о себе всю страну?
Закрытый мир
Андрей Першин (настоящее имя режиссёра) провёл детство в Сарове. Хотя родился он в Санкт-Петербурге, но когда мальчику не было и трёх месяцев, родители-инженеры вместе с ним перебрались в город атомщиков.
«Город был закрытый, и в силу этого очень безопасный: люди не запирали машины, поскольку их всё равно невозможно было угнать. И если житель Арзамаса-16, как тогда назывался город, совершал преступление и отправлялся на зону, уже не мог вернуться жить обратно. Правда, в 90‑х там началось то же, что и по всей стране – гопники, терроризирование…» – рассказывал режиссёр.
Саров запомнился Андрею как уникальный город, сочетавший несочетаемое: пока часть населения занималась разработкой атомного оружия на секретных объектах, другая разводила коров и свиней в частном секторе. Это были громкие, весёлые, открытые и в то же время непредсказуемые люди. И во многом именно из этого общения выросла народная атмосфера его фильмов.
А вот дома у Андрея не всё было гладко. Родители постоянно ссорились, а когда ему исполнилось девять лет, развелись. При этом мальчик остался жить с отцом, которого считал искренне любящим. Отношения с мамой после этого стали натянутые.
Семейные перипетии не мешали Андрею хорошо учиться. Правда, в отличие от родителей, точными науками он не увлекался. Зато любил литературу, проглатывая книгу за книгой.
А ещё его завораживал театр. В школе Андрей начал посещать драмкружок при местном театре и проводил там всё свободное время. А получив аттестат, он решительно устремился в Москву, в театральный вуз. «Клоуном, что ли, стать?» – усмехалась ему вслед родня.
Но его было не остановить. Андрею удалось практически невозможное: он с первого раза поступил в школу-студию МХАТ. И после первого же курса… был отчислен. Ректор Олег Табаков назвал педагогам фамилии нескольких человек, чьё дальнейшее обучение не имело смысла. Педагоги могли заступиться, но Андрея Першина защищать не стали. Сам он считал это решение справедливым.
Более того, в итоге оно принесло ему удачу: после ухода с актёрского факультета Першин год работал экспедитором, а потом поступил на режиссёрское отделение в ГИТИС. Причём в мастерскую к самому Марку Захарову, экранизацию «12 стульев» которого считал одним из лучших фильмов.
От мастера он усвоил главный принцип: не нужно делать что-то для абстрактного зрителя, хочешь сделать хорошо – делай для себя.
Очень скоро ему представился шанс претворить этот принцип в жизнь.
Горько!
Получив диплом режиссёра, Андрей Першин поставил несколько спектаклей и перебрался на ТВ. Там он работал в популярных шоу «Ты – суперстар», «Большая разница» и «Центральное телевидение». Параллельно учился на факультете продюсерства во ВГИКе. Именно в этот период произошли два важных события в его жизни: во-первых, Андрей стал Жорой, во-вторых, он женился.
Его псевдоним появился по воле случая. Чтобы раздобыть денег на кино, Андрей принял участие в конкурсе сценариев. Однако поскольку конкурс проводили его знакомые, Першин не хотел, чтобы отношение к нему было особенным. И в итоге придумал себе новое имя – Жора Крыжовников. Оно оказалось счастливым – конкурс он выиграл и получил грант на короткометражку. А Жора Крыжовников продолжил свой творческий путь.
Для режиссёра существование в двух ипостасях стало своего рода игрой. Сам он отмечал, что Андрей – это больше телевизионный ремесленник, а Жора – «принципиальный человек, который отвечает за то, что делает».
На полученные деньги Крыжовников снял короткометражку «Счастливая покупка», главную роль в которой сыграла его жена – актриса Юлия Александрова.
Они вместе учились ещё в ГИТИСе, правда, на разных этажах. Потом Юлия стала работать в театре «АпАРТ», а Андрей пришёл туда ставить спектакль по Островскому.
«Мне кажется, сначала мы влюбились друг в друга как артистка и режиссёр. Дальше всё развивалось стремительно. На одной из первых репетиций Андрей сказал: «Александрова, может, поженимся? Если не понравится, разведёмся», – рассказывала актриса.
Пышных торжеств не было: они просто съехались и стали жить вместе. А официально поженились, когда узнали, что Юля ждёт ребёнка. В 2010 году у них родилась дочка Вера. Юлия сосредоточилась на семье, а для Крыжовникова начался плодотворный период и в профессии.
Молодого автора короткометражек заметили Тимур Бекмабебтов и Сергей Светлаков, искавшие режиссёра для комедии «Горько!». Сценарий Жоре не понравился: изначально это был фильм о свадьбе олигарха в Москве. Крыжовников посчитал историю надуманной и собирался отказаться. Но продюсеры пошли ему навстречу: с подачи молодого режиссёра в фильме появились народные герои, конфликт отцов и детей, в также Геленджик вместо столицы.
А вот снимать в фильме свою жену Жора не собирался, поскольку она находилась в декрете. Но актриса, утверждённая на роль, подвела их, и Крыжовникову предложили ради интереса попробовать Юлию. Её утвердил сам Бекмамбетов.
В итоге получилась народная комедия, которая собрала в прокате сумму, превысившую съёмочный бюджет в 16 раз. При этом одни критики называли юмор в «Горько!» специфическим, другие – сравнивали Крыжовникова с Гайдаем и прочили ему блестящее будущее. И оно наступило!
Режиссёр жизни
Крыжовников получил престижную премию «Ника» в номинации «Открытие года». На волне успеха было выпущено продолжение комедии – «Горько‑2». Затем он снял «Ёлки новые», «Самый лучший день» и «Лёд‑2», который зрители приняли даже лучше, чем первый фильм.
Уже тогда Жора говорил о том, что мечтает взяться за проект, действие которого будет происходить не в настоящем времени, а где-то в 80 – 90‑х. Таким проектом и стал сериал «Слово пацана».
Возникновение банд, их легализация, гибель – по мнению Крыжовникова, об этом явлении в истории страны не всё сказано. Но успех сериала превзошёл все ожидания. Десятки миллионов просмотров в первые же месяцы!
«Мне казалось, что я делаю ретрокино про своё детство, в котором 40-летним будет что-то интересно. Но вдруг подключился контингент помоложе – дети, подростки…» – удивлялся режиссёр.
Популярности сериала во многом поспособствовал актёрский ансамбль. Органично смотрятся в кадре молодые актёры – Иван Янковский, Рузиль Минекаев, Никита Кологривый, Леон Кемстач, Анна Пересильд. Убедительные родители получились из Сергея Бурунова и Юлии Александровой.
Вот только к моменту выхода сериала Юлия уже лишилась статуса официальной жены режиссёра. Слухи о том, что в их семье не всё гладко, курсировали давно. В 2019 году Александрова уехала со съёмки реалити-шоу «Последний герой». Поговаривали, что Крыжовников не одобрял её отъезд, и за время разлуки они отдалились друг от друга настолько, что подали на развод. Однако из-за пандемии коронавируса процесс затянулся. И супруги даже передумали разводиться.
Но в 2021 году слухи о расставании звёзд всколыхнулись с новой силой. Юлия Александрова впервые не получила роль в фильме своего мужа «Лёд‑2». А Крыжовников начал появляться в свете с продюсером этого фильма Ольгой Долматовской. Вскоре стало известно, что они официально поженились.
Крыжовников и Александрова смогли остаться друзьями ради дочки Веры. Сохранились и профессиональные отношения, так что, возможно, Юлия ещё появится в его новых проектах.
Кстати, буквально на днях за «Слово пацана» Жора Крыжовников получил национальную премию в области веб-контента в номинации «Лучший режиссёр интернет-сериала».
И вряд ли эта награда будет последней. Ведь у него есть неоспоримый талант – показывать зрителям самих себя.
Лариса Плахина
Ранее на сайте pravda-nn.ru сообщалось, что нижегородский журналист вспомнил, как выбрался из молодёжной группировки 90‑х.