Островок советского быта: рассказываем об архитектурных артефактах старого Горького в Нижнем Новгороде
Мало кто знает о том, что в Нижнем Новгороде сохранились уникальные архитектурные объекты под названием дома-коммуны. Эти многоэтажки не просто советское наследие, это практически воплощение пролетарской идеи общего быта. Самое удивительное, что в домах-коммунах по сей день живут люди. Но только жизнь теперь совсем другая, чем раньше…
Жильё образцового быта
Целенаправленно строить дома-коммуны в Советском Союзе начали в 20 – 30‑е годы прошлого века. Главная идея нового типа жилища – принцип «обобществления быта». Это означало, что в комплексе были не только жилые комнаты, но и столовая, прачечная, библиотека, детский сад – да в общем-то всё, что нужно для жизни. Сегодня это назвали бы социальной инфраструктурой, а говоря о благоустройстве придомовой территории, добавили бы модное слово «комплексное». Собственно, таковым оно и было. Деньги на строительство вносили будущие жильцы. Среди них были инженеры, строители, артисты, врачи – люди самых разных профессий. Впрочем, обо всём по порядку.
Дома-коммуны в нашем городе было решено построить по проекту архитектора Владимира Медведева на площадке между театром драмы и музеем имени Н. А. Добролюбова. В 1937 году в комплекс, который состоял из пяти шестиэтажных домов, связанных между собой переходами, заехали новосёлы.
Между первым и четвёртым корпусами возвели двухэтажное здание. На первом этаже располагалась столовая, ведь общий быт предполагал, что жители домов-коммун должны вместе завтракать, обедать и ужинать. Впрочем, те, кто хотел поесть в семейном кругу, могли забрать еду с собой. Её можно было подогреть в специальных шкафах.
Существовали и общественные кухни. Они располагались на втором и пятом этажах жилых домов. Хозяйки ими пользовались преимущественно для того, чтобы приготовить что-то вкусненькое, например, испечь пироги. Но поскольку желающих продемонстрировать кулинарное искусство было много, приходилось записываться в очередь к плите заранее. Не было в жилых помещениях и ванных комнат. Зато в четвёртом корпусе работали душевые.
Под звуки аргентинского танго
На втором этаже общественного здания располагался танцевальный зал. Андрей Николаевич Ратовский, сын инженера, начальника стройки домов-коммун Николая Ивановича Ратовского, в одном из интервью «Нижегородской правде» рассказывал:
– Вечером жители облачались в свои лучшие наряды и шли в танцевальный зал. Особой популярностью пользовались «Аргентинское танго», вальс «На сопках Маньчжурии» и краковяк.
Недаром же строительство домов-коммун велось жилищно-строительным кооперативным товариществом под названием «Культурная революция».
Причём касалась эта самая революция быта каждой семьи. По квартирам ходили специальные комиссии, которые выбирали самую лучшую и чистую жилплощадь, впоследствии хозяев премировали.
Здесь же в комплексе были ясли, детский сад, спортивный зал, кружки и секции для школьников. Особая гордость – двор с большой клумбой, лавочками и даже эстрадой. В выходные во дворе соседи пели под баян песни или смотрели кино.
– За придомовой территорией ухаживал садовник, работали в домах коммуны собственный сантехник, электрик, столяр, в общем, комплекс жил своей жизнью, – вспоминал Андрей Николаевич Ратовский. – Все были друг с другом знакомы и очень дружны. Вместе выходили на субботники и решали самые разные вопросы.
Особый интерес в домах вызывали крыши – плоские, они прекрасно подходили для принятия солнечных ванн. Так, в 30‑е годы у жителей проекта «Культурная революция» появился собственный солярий, там же, на крыше, женщины сушили бельё. А в годы войны на них уже размещались расчёты зениток.
В четвёртом поколении
После Великой Отечественной дома-коммуны претерпели существенные изменения. Плоские крыши переделали в скатные, в квартирах стали оборудовать кухни и санузлы. А там, где некогда танцевали краковяк, разместили общественные организации, закрылась и столовая. Дома-коммуны перестали существовать в том формате, в котором их изначально задумывали. Общий быт не прижился. Однако многоэтажки не перестали быть ни объектами культурного наследия, ни любимым домом для многих горожан. Теперь уже юные нижегородцы делятся воспоминаниями своих родителей.
Ученик нижегородского лицея № 8 Александр Дреняев, принимая участие в конкурсе, организованном социально-культурным проектом «Нижний Новгород 800+», в своём сочинении написал о том, что его семья живёт в доме № 3 по улице Пискунова уже в четвёртом поколении. А прабабушка и прадедушка Александра принимали в народной стройке непосредственное участие.
«Моя мама рассказывала, что во дворе была своя эстрада, и она с друзьями готовила концерты и выступала на ней для жителей двора. Двор дома-коммуны – отдельная маленькая история», – написал Саша в своём сочинении.
Конечно, от той эстрады ничего не сохранилось. И по вечерам здесь больше не крутят кино, да и большинство соседей не знают друг друга. Тем не менее жизнь продолжается и на новенькой детской площадке всё в том же дворе копошатся юные нижегородцы – новые жители домов-коммун.
– Мы здесь живём совсем недавно, – рассказала мама трёхлетней Вики. – Купили квартиру, сделали ремонт. Надо сказать, далеко не сразу нашли бригаду, которая справится с задачей. Дом, конечно, не новый, поэтому нужен особый подход. Но мне здесь нравится. Самый центр города, уютный двор, рядом откос, да и сами дома с историей. Иногда, гуляя с дочкой, представляю, какая жизнь здесь кипела 50 – 70 лет назад.
Есть у этого замечательного места и грустные моменты. Хорошо отделанные современные квартиры контрастируют с ветхими переходами между корпусами, разрушающимися балконами, обваливающимися козырьками над подъездами и облупленными фасадами. Дома-коммуны явно нуждаются в капитальном ремонте, элитное жильё советской эпохи неумолимо стареет и ветшает. Хочется верить, что совсем скоро здесь случится новая культурная революция.
И дома, пережившие не один трудный период, не раз доказавшие свою жизнеспособность, снова выстоят. Это нужно и нижегородцам, и гостям города, которым нравится тихий двор с особой атмосферой уюта на Пискунова.