Мировой рынок нефти и нефтепродуктов преподносит один сюрприз за другим. Резко подешевел бензин, вплоть до того, что российские оптовики вообще начали торговать топливом себе в убыток – то есть даже приплачивают тем АЗС, кто покупает у них тот же бензин или дизель…
Отсюда возникает закономерный вопрос: скажется ли эта тенденция на розничных ценах? Будем ли мы ездить на дешёвом бензине? Чтобы разобраться в этом, надо рассмотреть картину в целом.
Итак, всё началось с падения мировых цен на нефть. И причин тому было много.
Ещё в конце прошлого года стало ясно, что мировой нефтяной рынок просто переполнен предложениями. Ситуацию усугубило то обстоятельство, что помимо традиционных нефтедобывающих стран на рынок вышли американцы со своей сланцевой нефтью, которые начали не просто вести агрессивную торговлю, но и вытеснять других игроков, в том числе и Россию. Это, кстати, стало одной из причин того, что наши в начале марта этого года не стали продлевать соглашение о сокращении добычи нефти со странами ОПЕК – чтобы специально удешевить нефть и сделать добычу американского сланца нерентабельной. Но в итоге нефть вообще упала до стоимости уровня начала 90-х годов – и это ударило не только по американцам, но и по всем нефтедобывающим государствам. Ситуацию кинулись спасать в апреле, всё же договорившись о снижении добычи, чтобы поднять стоимость чёрного золота. Однако это не возымело положительного эффекта.
Потому что в ситуацию вмешалась эпидемия коронавируса, которая фактически парализовала мировую экономику, в том числе и торговлю топливом: грузовые автомобильные перевозки сведены к минимуму, а пассажирские вообще застопорились. Кроме того, ещё в начале года, когда цена на нефть покатилась вниз, большинство стран мира как следует запаслись чёрным золотом, с избытком наполнив все свои хранилища, и потому новых потребностей в этом товаре в мире сегодня никто не испытывает. Нефть из-за этого фактически подешевела ниже уровня себестоимости, и это потянуло за собой уже и нефтепродукты, особенно стоимость бензина…
Наверное, и на наших заправках бензин подешевеет, однако вряд ли существенно. И вот почему.
Прежде всего многое упирается в ту ценовую политику, которую правительство России проводит на своём нефтяном рынке. Несколько лет назад правительство столкнулось с неожиданным повышением цен на нефть, которые тогда резко подняли, и розничной стоимости бензина внутри страны. Чтобы впредь этого не допускать, в России был разработан специальный сдерживающий механизм, который получил название демпфер. Он предполагает, что государство берёт на себя обязательство компенсировать владельцам российских нефтеперерабатывающих заводов издержки – чтобы в условиях высокой мировой цены на чёрное золото НПЗ сильно не поднимали цены на внутреннем российском рынке. Эта компенсация, или демпфер, складывается из разницы между средней экспортной ценой на нефть и внутренней стоимостью бензина или дизтоплива.
Да, пока мировые цены на нефть высоки, демпфер не позволяет расти ценам на топливо внутри страны. Однако, как подчёркивают специалисты, это соглашение работает и в обратную сторону: если цена нефти опускается ниже установленного уровня демпфера, то уже нефтяники обязаны перечислять разницу внешних и внутренних цен в бюджет. Как раз эту ситуацию мы и наблюдаем сегодня – владельцы НПЗ сами теперь компенсируют нефтяные потери российской казне. И чтобы не нести сплошные убытки и хоть как-то поддерживать собственное производство, владельцы НПЗ постараются не снижать хотя бы розничные расценки на АЗС и выплывать за их счёт – то есть за счёт кармана граждан.
Наверное, как говорят некоторые экономисты, положение о демпфере сегодня можно пересмотреть, однако сюда вмешивается и второй фактор. А именно – государству сегодня такое положение выгодно. Нефтяные заводы своими перечислениями за демпфер, как уже говорилось, поддерживают бюджет. А его наполнение в условиях резкого снижения стоимости нефти, одного из главных продуктов нашего экспорта, да ещё в условиях мощного падения всей российской экономики по причине коронавируса, сегодня является важнейшей государственной задачей.
Поэтому государство, как и нефтяники, постарается пройти сложный период за счёт денег граждан – в том числе и за счёт поддержания нынешних цен на бензин.
Есть ещё и третий фактор, не позволяющий надеяться на резкое снижение цен на АЗС. Дело в том, что стоимость нефти и нефтепродуктов прочно привязано к курсу доллара. Конечно, можно много говорить о том, что мы должны уйти от излишней долларовой зависимости в топливной сфере. Но это слишком длительный процесс, и он требует желания не только России, но и многих других стран мира. Сильного прогресса в этом плане пока не видно, поэтому цены на этом рынке прочно привязаны к американской валюте, даже внутри России. А поскольку по разным причинам наш рубль в последнее время подешевел по отношению к американской валюте, то это не могло не отразиться и на заправочных ценах – они, будучи в сильной привязке к доллару, падать отнюдь не спешат…
Так что цены на наших заправках вряд ли сильно опустятся – по крайней мере, в ближайшее время...