Похоже, американские ветры разрушения докатились и до нас. Напомню, что в США сегодня восстали чернокожие граждане, которые требуют от своих белых соотечественников покаяния за рабовладельческое прошлое США – когда негры были рабами у белых хозяев. Под это дело проходят не просто акции протеста, но идёт тотальное разрушение памятников видным белым американцам, внёсшим большой вклад в историю США – от отцов-основателей американского государства до генералов-южан, эпохи гражданской войны Севера и Юга…
Эхо этих событий сегодня прокатывается по всему миру, включая Европу, где тоже стали поднимать вопрос «о покаянии за колониальное прошлое». Увы, наша страна в таком поветрии не стала исключением...
Долой русских захватчиков
Ещё в июне этого года в Адлере, на месте первой русской крепости эпохи Кавказской войны XIX века, был открыт памятный знак, посвященный погибшим на этой войне русским солдатам. Однако этот знак вызвал большое неудовольствие со стороны местных кавказских народов. С протестом выступила Общественная палата соседней Абхазии, а также группа активистов из Карачаево-Черкессии. И очень скоро администрация Сочи демонтировала монумент. А ещё спустя какое-то время некий правозащитный центр из Кабардино-Балкарии потребовал демонтировать на Кавказе все памятные знаки, посвящённые русским участникам Кавказской войны, и даже убрать из муниципальной топонимики россиян, чьи имена связаны с присоединением Кавказа к России...
Следом возникла скандальная ситуация с увековечиванием памяти казачьего атамана Ермака Тимофеевича, который в конце XVI столетия завоевал татарское Сибирское ханство, положив тем самым начало освоению Россией Сибири и Дальнего Востока. Инициатива исходила от русских общественников из Тобольска. Они вознамерились поставить гранитный крест в городском парке – в память 435-летия со дня гибели Ермака. Однако эта инициатива встретила отпор со стороны представителей татарской общины Тюменской области.
Эти татарские общественники уже забросали письмами-возмущениями буквально все властные уровни – от мэра Тобольска до представительства президента России в Сибирском федеральном округе. Активисты пишут, что появление очередного памятника Ермаку якобы направлено «на разжигание межнациональной розни, нарушение стабильности в отношениях между народами в сегодняшних непростых условиях… Надо выбирать для памятников знаковые исторические личности, воспитывающие новые поколения в духе мира и созидания, а не войны и раздора»...
Эти обращения, в свою очередь, вызвали жёсткую реакцию от инициаторов установки памятника. Они приравняли татарских общественников к экстремистам и тоже обратились к властям с призывом поддержать инициативу по установке креста... Как пишет по этому поводу одно центральное издание, многие сибиряки уже сравнили действия татарских общественников с деяниями чернокожего населения США, решившего взять исторический реванш. Впрочем, отмечает указанное издание, стоит признать, что акции против Ермака татарскими активистами устраивались задолго до всех американских событий – они проходят регулярно и по всей Сибири....
Не отстают от сибирских соплеменников и волжские татары, только куда на более высоком уровне. В августе прошлого года депутаты Государственного совета Татарстана резко выступили против установления в России новой памятной даты федерального значения, которая посвящена окончанию Великого стояния на реке Угре. Речь идёт об известном историческом событии 1480 года, когда на Угре (ныне это Калужская область) встали друг против друга войска Великого Московского княжества и Большой татарской Орды. Ни одно войско на протяжении нескольких месяцев так и не решилось перейти реку, чтобы начать решающее сражение. И в ноябре 1480 года татары ушли в степь. Так на Руси закончилось двухвековое ордынское иго...
Вот эту дату, собственно, и решено было увековечить на общероссийском уровне – с подачи властей Калужской области. В Государственную Думу был внесён соответствующий законопроект, что и вызвало протест со стороны властей Татарстана. Они стали утверждать, что такая памятная дата якобы будет служить вовсе не объединению, а разъединению народов. С тех пор вопрос о «стоянии на реке Угре» так и завис в стенах Госдумы…
Кто более всех для истории ценен?
Лично я полагаю, что все эти события что на Кавказе, что в Сибири, что на Волге несут разрушительный для страны характер. Да, споры по тем или иным неоднозначным для разных российских народов событиям начались ещё задолго до событий в США, но американский кризис безусловно придал им новый толчок. Особенно для разного рода русофобов из числа национальных меньшинств. А это очень опасно для такой многонациональной страны, как наша.
Здесь я целиком и полностью солидарен с российским аналитиком Петром Акаповым, который написал, что, несомненно, нужно уважать мнение всех граждан России. Однако никому нельзя позволять грубо навязывать русскому национальному большинству своё трактование истории. Иначе получится, как в тех же США, где в угоду сомнительным идеям «всеобщего покаяния перед чернокожими» сносятся памятники настоящим героям Америки.
И сам факт этого сноса ничуть не примиряет негров и белых, а наоборот, сильнейшим образом провоцирует и обостряет самые разные противоречия внутри общества как расовые, так и идеологические. В реальности, как пишет Акопов, «ни белым, ни неграм от этого нет вообще никакой пользы, а вот вред общеамериканской идентичности наносится огромный...».
Какой же вывод из всего это следует? И какой урок должны извлечь наши власти?
Во-первых, надо всегда учитывать сложный характер российской истории и факт того, что создание России далеко не всегда шло мирным путём. Поэтому вопрос о любом памятнике, о любой дате государственного значения должен проходить тщательную экспертизу с привлечением профессиональных знатоков прошлого. Да, та или иная персона может быть важной для русского народа и даже героической, но в исторической памяти другого народа она может ассоциироваться с гонениями по национальному признаку и даже с преступлениями.
Так, в 90-е годы некие московские деятели неоднократно предлагали восстановить памятник покорителю Кавказа генералу Алексею Ермолову в городе Грозном. Однако умные люди напомнили этим инициаторам, что для многих кавказцев – чеченцев, игнушей, дагестанцев – Ермолов стал олицетворением жестокой колониальной войны. Памятник ему, установленный в царское время, всё время приходилось охранять, даже в советские годы, по причине желания горцев взорвать его. И когда монумент был демонтирован в 1989 году, это сразу же разрядило нездоровую обстановку вокруг монумента. В общем, чтобы не провоцировать новые страсти на национальной основе, от восстановления скульптуры в столице Чечни разумно отказались…
Во-вторых, власти непременно должны учитывать и другую сторону проблемы – ни под каким, даже самым благим соусом, не унижать великий русский народ! Напомню в этой связи скандальную ситуацию, которая случилась в 2005 году, в преддверии 625-й годовщины Куликовской битвы 1380 года, которую широко планировало отметить Министерство обороны России...
Как на поле Куликовом закричали кулики
В Кремль тогда пришло обращение от тогдашнего президента Татарстана Минтимера Шаймиева, который высказался против празднования юбилея, и вот почему:
«…Мы озабочены тем, что под видом патриотического воспитания молодёжи Министерство обороны Российской Федерации вносит раскол в обществе и сеет межнациональную рознь... Какой патриотизм способен воспитать «День победы русских полков во главе с Великим князем Дмитрием Донским над монголо-татарскими войсками в Куликовской битве 1380 года»? Кому нужно в многонациональной стране противопоставлять один народ другому? Представлять татар вечно виноватыми, искать и находить внутреннего врага?».
Как, по идее, должны были отреагировать наши власти на такого рода обращение? Думаю, что вежливо, но чётко напомнить властям Татарстана, что история отношений русских и татар действительно была непростой. Сначала шло противостояние между древними русскими княжествами и монголо-татарской Золотой Ордой, потом – между централизованным русским государством и осколками этой Орды в виде Казанского, Астраханского, Крымского и иных ханств. Причём жестокость и бескомпромиссность в этой борьбе проявляли все стороны конфликта. Тем не менее с конечной победой русского оружия татарский народ ничуть не потерял свою идентичность и стал важной составляющей единого Российского государства, причём – золотой составляющей!
Что касается Куликовской битвы, то московский князь Дмитрий Донской в 1380 году разгромил не просто татарского хана Мамая, а самозванца, который незаконно захватил власть в Большой Орде. Князь Дмитрий, находившийся от Орды в зависимости, отказался платить этому проходимцу дань, что и вызвало поход на Русь «мамаевской рати».
Кстати, ордынское войско под водительством Мамая представляло собой самый настоящий иноземный сброд. Самих татар было не более трети (волжских предков Шаймиева там не было вообще!), а остальные части Мамая были представлены разноплемёнными наёмниками – конными отрядами среднеазиатских эмиров, головорезами горских народов Кавказа и даже закованной в латы генуэзской «христианской» пехотой. Именно последние едва не решили ход сражения в пользу Мамая, проломив оборону русских дружин – ситуацию спас засадный княжеский полк, который в критический момент обрушился на врага с тыла и в конце концов обратил «мамаеву рать» в повальное бегство…
С учётом такого национального состава ордынского войска возникает вполне закономерный вопрос по поводу неприятия современными татарскими лидерами юбилея Куликовской битвы. Им что, стало обидно за убиенных граждан итальянской Генуи или конников из узбекской Бухары? Вроде бы ни итальянцы, ни узбеки подобных обид нам не высказывали и не собираются это делать... Или стоит честно признать, что шаймиевский протест – это просто выраженный комплекс какой-то национальной неполноценности?
Между тем для русского народа Куликовская битва имела колоссальное значение! Именно в этой битве русские люди после столетия зависимости от Орды поверили в свои силы. Поэтому Куликовская битва осталась в народной памяти настоящей легендой наряду с Ледовым побоищем или с Бородинским сражением...
К большому сожалению, Шаймиев тогда, в 2005 году, добился своего – в одном из своих выступлений Владимир Путин обмолвился о «неоднозначном» восприятии Куликовской битвы. Слова президента послужили сигналом для кремлёвских чиновников, включая Министерство обороны. Поэтому юбилей великой битвы прошёл скромно, фактически на уровне Тульской области, где находится само легендарное Куликово поле. И ни одна мало-мальски важная персона федерального уровня так и не посетила прошедшие 17-го сентября 2005 года праздничные мероприятия.
Понятно, что, пойдя на такой неверный шаг, Кремль просто не захотел обострять межнациональные отношения и решил подыграть официальной Казани. Однако почему эти заигрывания должны быть за счёт исторической памяти русского народа?! Ведь именно русский народ, как ни крути, был и остаётся государство образующим народом, без которого само существование России теряет всякий смысл. Унижать его – значит рубить сук, на котором сидишь.
Мне кажется, что именно такая реакция на юбилей Куликовской битвы и породила ту волну борьбы с русскими памятниками, которую мы наблюдаем сегодня, – от протестов в Адлере до заявлений в Сибири. Как говорится, дурной пример заразителен. И наша власть должна серьёзно об этом задуматься!