В этот Новый год как никогда оказались востребованными хиты 90-х. Первый канал им всю новогоднюю программу посвятил. Не остались в стороне и другие телеканалы, уделившие немалую долю эфирного времени исполнителям 90-х и их творениям. С чем это могло быть связано? Выяснить это мы попытались у известного музыкального критика Вадима Пономарёва.
– Вадим, чем объясняется такая востребованность хитов лихих 90-х – музыкальными или политическими причинами?
– Новогодние программы на федеральных телеканалах – отдельная история, слабо зависящая от реального спроса в шоу-бизнесе. Людям хочется смотреть старые фильмы, слушать старые песни – и каналы делают всё, чтобы удовлетворить спрос.
Важным отличием последних лет стало абсолютное равнодушие людей к новым песням звёзд – хоть Пугачёвой, хоть Ротару, хоть кого. Новых песен просто не ждут или ожидают, что они будут гораздо хуже старых. От старых звёзд уже перестали ждать шедевров. Пугачёва, Ротару, Леонтьев и другие отучили от этого сами, собственными руками.
Хиты 90-х куда более притягательны. Они уже доказали свою привлекательность. Более того, синусоидная формула хитов привела к тому, что сегодня множество новых песен повторяет структуру хитов из 90-х, что подтверждает успех Adele и The Weeknd.
– Я помню, в своё время только ленивый не критиковал «Руки вверх!» за примитивность мелодий и текстов, а они до сих пор вызывают восторг у определённой части публики. Это объясняется её невзыскательностью или какими-то иными причинами?
– Думаю, что большинство исполнителей 90-х даже не подозревали, что их бесхитростные песни переживут десятилетия и «ретро-премии» их настигнут. Например, исполнители вроде бывшего участника Bad Boys Blue Кевина МакКоя успешны только в ностальгической России!
Другой пример – «Руки вверх!». Сергей Жуков – прекрасный музыкант и бизнесмен. Но люди любят прямую бочку и липкие мелодии. Так почему не поставить это на поток? Более того, юные музыканты чувствуют спрос и поэтому появляются дуэты с HammAli Navai, Artik Asti, Клава Кока, Gayazov$ Brother$, Little Big и другие.
– Кто из исполнителей 90-х, по-вашему, действительно заслуживает уважения, а кому просто «карта легла»?
– В 90-е всем «карта легла». Это было время, когда можно было стать звездой, просто оказавшись в популярной телепрограмме вроде «Утренней почты» или «50/50». За деньги, но с гарантированной эффективностью. Кто-то был талантлив, кто-то нет. Но у публики не было антидота от халтуры, и это сыграло главную роль. Сегодня совсем другая ситуация.
– Кого из сегодняшних исполнителей можно сравнить со звёздами 90-х? Кому из них можно предсказать такую же долгую жизнь?
– Внешне вроде бы ситуация повторяется. Тиктокеры из детских домов и просто смазливые дети поют без всякой вокальной или музыкальной подготовки и становятся звёздами. Разница в том, что теперь у молодой аудитории есть выбор, и если они делают выбор между условным Lil Nas X и Моргенштерном в пользу Моргенштерна, то он осознанный. Его песни кажутся более приближенными к российским реалиям и жизни. В 90-е такого не было.
Да, немало сегодняшних артистов наследуют артистам 90-х. Та же Клава Кока активно работает в этом направлении. Niletto тоже. Много наследований у Mary Gu и других популярных молодых артистов.
Они во всех чартах и премиях. А останутся ли на длинной дистанции – как знать, это только время рассудит. Шансы велики, потому что россияне очень ностальгичны. У нынешних 20-летних через 20 лет просто не под что будет ностальгировать, кроме как под нынешние хиты.
Ранее сайт Pravda-nn.ru рассказал о слухах про расставание Валерия Меладзе и Альбины Джанабаевой.