Не за горами сентябрь – начало учебного года. Не секрет, что детям иногда сложно адаптироваться к новому распорядку дня и более серьёзным нагрузкам. Поэтому в начале осени многие школьники чаще начинают болеть, простужаться, жалуются на головные боли и усталость.
Как же помочь ребёнку адаптироваться к новым условиям и сохранить его здоровье?
Больной вопрос
Начало учебного года у первоклашек психологи называют «физиологической бурей». За короткое время малышам надо научиться поглощать огромный объём информации, познакомиться с новыми друзьями, привыкнуть к новому распорядку дня и питанию. В ответ на подобную адаптацию организм ребёнка напрягает все свои внутренние системы и, если они ослаблены, он начинает болеть.
Из-за повышенной нагрузки дети быстро утомляются, становятся раздражительными, плохо едят. К тому же всё это происходит на фоне гормональных скачков: в семилетнем возрасте начинается резкая прибавка в росте, перестройка в нервной, дыхательной, пищеварительной и других системах. Подсчитано, что к концу первой четверти до 60% учащихся теряют в весе, у многих наблюдается плохой сон, снижение аппетита, ещё около 14-16% детей испытывают нервное перенапряжение.
Как помочь?
В августе нужно начинать выстраивать ребёнку тот режим, который будет в школе, и приучать его рано вставать и полноценно завтракать. Как только он начнёт учиться, обратите внимание на его поведение и самочувствие. Если ребёнок становится вялым, раздражительным, невнимательным, плохо спит, мучается головными болями или стал часто простужаться – значит, он мало отдыхает. По гигиеническим нормам время прогулки первоклашек – 3-3,5 часа в день. Нередко родители лишают детей прогулки за плохое поведение, нанося тем самым вред здоровью ребёнка и усугубляя усталость. А ещё первокласснику нужно спать примерно 11,5 часа в сутки, включая 1,5 часа дневного сна.
Так что для начала следует серьёзно отнестись к планированию стабильного режима дня: у ребёнка должно быть достаточно времени для двигательной активности и отдыха. Не торопитесь с «продлёнкой»: вторую половину дня в начале учёбы лучше отдать прогулкам на свежем воздухе, спорту, развивающим играм и спокойному отдыху.
Во-вторых, не делайте переход к школьным занятиям слишком резким. Из играющего малыша трудно сразу превратиться в прилежного школьника. Весь первый год обучения игра остаётся для ребёнка инструментом познания, первоклассник гораздо лучше усваивает новые знания именно в игровой форме. Пусть берёт с собой в школу любимую игрушку, чтобы поиграть с ней на переменах, рассказать ей свои первые переживания.
В-третьих, поощряйте ребёнка за любые конкретные успехи в учёбе, школьной жизни, подчёркивайте его сильные стороны, разбирайте вместе с ним трудные ситуации, подсказывайте ему правила поведения, интересуйтесь всеми мелочами его жизни.
В-четвёртых, разберитесь со школьными правилами вместе: расскажите, зачем нужно каждое из них, почему их важно соблюдать. Стрессом для первоклашки могут стать и школьные звонки, и правило поднятой руки, и обращение к педагогу, обед в столовой, переодевание в раздевалке и на уроке физкультуры. Почаще вспоминайте собственные неудачи в школе и способы выхода из них.
В-пятых, интересуйтесь, как прошёл день, задавайте вопрос не «Как ты себя сегодня вёл?», а «Что было интересного?», «Что тебя удивило?», «Что было сложно?» и т.д. Важно, чтобы ребёнок делился с вами своими открытиями, успехами, трудностями и сомнениями, а не формальными отговорками. Помогите ребёнку подружиться с одноклассниками, разбирайте с ним «трудные ситуации» взаимоотношений в коллективе.
Как правильно питаться?
Во-первых, пища должна быть сбалансированной – правильное соотношение питательных веществ очень важно для здоровья детей. Меню первоклассника должно состоять не только из белков, жиров и углеводов; ему необходимы и аминокислоты, и витамины, и минералы.
Родители обязательно должны учитывать то, сколько ребёнок потратил энергии, и в зависимости от этого давать ему необходимое количество еды. Калорийность меню первоклассника должна составлять около 2400 килокалорий, но если ребёнок занимается спортом, то ему необходимо на 300-600 килокалорий больше.
Молочный и рыбный белок – одно из самых важных для первоклассника составляющих рациона. Эти белки лучше всего усваиваются детским организмом. Суточная норма белка в организме школьника должна составлять около 70–90 граммов. Он содержится в твороге, сыре, молоке, рыбе, мясе, яйцах, фасоли, горохе.
Обязательны в рационе первоклассника жиры. Суточная норма – 80–90 граммов. Они содержатся в растительном и сливочном масле, сметане, молочных продуктах, в жирных сортах мяса.
Основным источником энергии начинающего школьника являются углеводы. Их нужно давать ребёнку примерно по 300–400 граммов в сутки. Лучше налегать не на пирожное и торты, а на продукты, которые содержат «полезные» углеводы: ржаной хлеб, крупы, картофель.
Как правильно учить уроки?
Прежде всего – не требовать выполнения всех заданий в один присест. После того как первоклассник пришёл из школы, ему нужно пообедать, поиграть, погулять. Некоторые дети по привычке, как в детском садике, днём спят. Оптимальное время для выполнения домашнего задания – с 4 до 6 часов вечера.
Если ребёнок отвлекается, сажайте его за стол, на котором лежат только ручка, учебник и тетрадь по одному предмету, который он в данный момент будет учить – ничего лишнего. Семилетки не могут долго сидеть на одном месте, поэтому психологи рекомендуют выполнять домашнее задание в таком ритме: 20 минут школьник учит уроки, 10 – отдыхает. Во время перерыва он может попить, походить, попрыгать. Нельзя позволять ребёнку смотреть телевизор или сидеть за компьютером, так как это напряжение, а не отдых. Затем опять учёба и перерыв. Физиологически у детей семилетнего возраста через 20 минут наступает утомление, поэтому такой темп работы наиболее комфортен.
Желательно проверять уроки у младших школьников, даже если ребёнок проверил задание за собой, ведь он по невнимательности может что-то пропустить и потом очень расстроится.
Не всем легко учиться. У некоторых детей к первому полугодию ухудшается почерк, они начинают делать ошибки при списывании с текста, некоторым становится трудно читать, хотя они умели читать ещё до школы. Поговорите с педагогом, а затем обратитесь к психологу. Возможно, ребёнок быстро утомляется или просто медлительный, и когда его торопят, он допускает ошибки.
…Если родители будут морально поддерживать своего ребёнка, проявлять внимание к его здоровью, питанию и проблемам, ему будет гораздо проще противостоять трудностям, которые поджидают его во время учебного года.