Site icon Нижегородская правда

Жертва Смуты: разбираемся, был ли подвиг Ивана Сусанина

Случилось это в марте 1613 года, когда Россия была погружена во мрак Смутного времени. Польские интервенты узнали, что русский народ избрал своим новым царём 16-летнего Михаила Фёдоровича Романова, что не входило в планы поляков, желавших видеть на русском престоле своего человека. Интервентам стало известно, что Михаил проживает где-то в лесах под Коломной. Туда и направился польский отряд, имея целью либо захватить нового царя, либо прикончить его...

 

Поляки добрались до коломенского села Домнино, где им в руки попался местный крестьянин Иван Сусанин, который якобы знал точно, где находится царь. Сусанин под пытками согласился провести интервентов к Михаилу, прятавшемуся в одном из монастырей. На деле крестьянин-патриот завёл врагов в ловушку – поляки попали в непроходимые болота, где все бесследно сгинули. С ними погиб и мужественный Сусанин, который ценой жизни спас своего царя.

 

Свежо предание…

Этот сюжет многие годы вдохновлял поэтов и писателей на создание героического облика простого русского человека, не побоявшегося пойти на смерть ради возвышенной цели. А великий российский композитор Михаил Иванович Глинка даже создал выдающуюся оперу под названием «Смерть за царя», которая и поныне пользуется огромным успехом...

Но был ли такой подвиг в действительности? Любопытно, что о нём громко заговорили лишь спустя почти два столетия, в начале XIX века, а до этого времени о Сусанине практически ничего и знать не знали, и ведать не ведали. Мало того, историки обратили внимание на то, что в летописных документах периода Смуты на сусанинский подвиг нет даже намёка. А ведь такое яркое событие никак не должно было пройти мимо русских летописцев, оставивших богатые и очень подробные описания русской Смуты!

Ничего не говорили о Сусанине и русские послы, которые в 1614 году прибыли в Польшу для заключения мирного договора. В своих претензиях они тщательно перечислили все разорения и убытки, которые принесли России интервенты. Но вот ни о покушении на царя Михаила, ни о злодейском убийстве человека, его спасшего, не было сказано ни слова.

А ещё историки установили, что никаких регулярных польских войск в 1613 году в России уже не было – эти войска были окончательно изгнаны из нашей страны осенью 1612 года, когда ополчение Минина и Пожарского освободило Москву. Да, бродили ещё по лесам банды всевозможных разбойников и прочих лихих людей самых разных национальностей, включая и поляков. Но их высокая политика, связанная с российским престолонаследием, точно не интересовала – «гулящих людей» более всего заботили карманы и кошельки обывателей.

Но даже если бы какой разбойничий отряд и захотел «потрясти» самого царя, то из этой авантюры вряд ли что-либо вышло бы. Дело в том, что в 1613 году Михаил, ни от кого не прячась, жил в хорошо укреплённой Коломне, где было полно русских войск. Так что для поимки царя требовалась настоящая войсковая операция, на что ни одна разбойничья банда, даже по специальному заказу поляков, ни за что не отважилась бы...

Так откуда же взялась легенда о Сусанине?

 

Пришли и просто зарезали

Есть основание полагать, что в её основе лежит грамота за 1619 год, в которой от имени царя Михаила Фёдоровича родственникам мужика Ивана Сусанина была пожалована на вечные времена деревенька Коробово Костромской земли. Эта милость была оказана за подвиг означенного мужика Сусанина:

«Ивана Сусанина литовские люди изымали и его пытали великими немерными муками, где в той поры мы, великий государь, царь и великий князь Михаил Фёдорович были... Про нас тем польским и литовским людям Сусанин не сказал, и польские и литовские люди замучили его до смерти».

Значит, подвиг всё-таки был? Но здесь стоит обратить внимание на следующее. Грамота сусанинским родственникам была дана по просьбе царицы Марфы Ивановны, матери царя. А женщина она была, как отмечают историки, чрезвычайно набожная, верящая во всевозможные предания и легенды. Особенно когда это касалось вопросов преданности русского народа её сыну. Так что нельзя исключать примерно следующей версии.

Крестьянин Иван Сусанин был убит бандой литовских разбойников во время бандитского налёта на деревню Домнино. Возможно даже, что при ограблении он высказал бандитам свою неприязнь как чужеземцам, а ещё подчеркнул свою верность новому русскому царю. В запале гнева за такие слова разбойники его и зарезали. После чего снова скрылись в лесах – поисками царя Михаила, сидевшего в хорошо укреплённой крепости, бандиты, конечно, заниматься не собирались.

Предприимчивые родственники Сусанина решили воспользоваться этой смертью. Они добрались до царицы и рассказали ей о том, что убиенный в порыве верности царю якобы завёл лихих людей в болото и там их утопил, за что и подвергся лютой смерти. Верящая в чудеса царица прониклась рассказом и потребовала от сына награды за подобную верность. Сын уступил, пожаловав сусанинской родне небольшое село.

Но вот что примечательно. Более о подвиге Сусанина власти не распространялись – ни в летописях, ни в иных документах. Скорее всего, и сам царь, и его окружение имели сильное сомнение в самом факте героического поступка. Эти настроения хорошо отразил в своих исследованиях известный историк Николай Костомаров:

«В истории Сусанина достоверно только то, что этот крестьянин был одной из бесчисленных жертв, погибших от разбойников, бродивших по Руси в Смутное время; действительно ли он погиб за то, что не хотел сказать, где находится Михаил Фёдорович, – остаётся под сомнением».
Вот почему очень долгое время подвиг Сусанина рассматривался лишь как одно из преданий Великой Смуты и не более того. Пока в XIX веке легенду не превратили в исторический факт – тогда вышел гимназический учебник по истории, в котором впервые и была ярко описана известная нам эпопея Ивана Сусанина.

Заказ сверху

Скорее всего, связано это было с тем, что на легенду поступил, как говорят сегодня, заказ сверху. И возможно – от тогдашнего министра просвещения Российской империи графа Сергея Семёновича Уварова, ближайшего сподвижника императора Николая Первого.

Уваров известен как яркий идеолог монархической идеи. Впервые он сформулировал принцип «народной монархии», который подчёркивал, что монархизм близок не только аристократическим кругам, но и широким народным массам. Провозглашённый Уваровым лозунг: «Самодержавие, православие, народность» вплоть до 1917 года был краеугольным камнем национальной идеи Российской империи.

Под это дело граф начал возрождать всевозможные народные предания и легенды, где подчёркивались принципы верности монархизму. Понятно, что легенда о Сусанине, простом мужике, спасшем царя, лучше всего подошла для подобных идей – она была разыскана среди многих преданий Костромской земли и возведена на пьедестал тогдашней политической пропаганды и учебно-идеологического процесса.

Надо сказать, что граф Уваров не прогадал: легенда успешно пережила не только её создателя, но даже саму русскую монархию – подвиг Сусанина прославляется и в наши дни.

…Впрочем, любая государственная пропаганда всегда основывается на мифах и легендах.

Примеров тому можно привести великое множество. Например, во Франции. Уже не одно столетие тамошние школьники изучают подвиг своего земляка, графа Роланда, который тысячу лет назад в Пиренейских горах со своим отрядом якобы спас целую армию короля Карла Великого. Карл тогда совершил неудачный поход в Испанию, которой владели арабы-мусульмане, и был вынужден отступить. Прикрывать отступавших остался граф Роланд со своим отрядом. Роланд и его рыцари якобы долго сражались с мусульманами, пока все не погибли.

На самом деле, как установили историки, во время похода короля Карла граф со своими людьми просто отбился от основных сил, заблудился и угодил в банальную засаду, устроенную вовсе не арабами, а местными разбойниками. И, увы, без всякой славы воинство Роланда этими головорезами ночью было вырезано...

Так что Иван Сусанин отнюдь не одинок в целом перечне легендарных личностей, которые должны вдохновлять разные народы на героические подвиги.

Exit mobile version