Александр Лавров: «Советские детские игрушки — это не ностальгия, а что-то из прошлой жизни»
Газета "Новое дело" №48 от 03.12.2020
Подписка на газетуНижегородского художника Александра Лаврова знают не только в областном центре, но и за его пределами. В 2011 году благодаря ему в Нижнем Новгороде произошла небольшая культурная революция. На центральной улице города появился уникальный музей игрушек, который сразу же стал популярным среди жителей и туристов.
Почему музей игрушек на самом деле рассчитан на взрослых? Как политика и громкие дела нашли своё место в искусстве по-нижегородски? Об этом и многом другом мы поговорили c самим Александром Лавровым.
Детский мир
– Александр, девять лет назад в Нижнем Новгороде появился первый музей игрушки. Как пришла в голову идея?
– Это началось в далёком 1998 году. Тогда друзья привезли мне несколько старых игрушек. Я их нарисовал и продал эти картины.
Тогда же я начал активно покупать эти игрушки. И это покатилось, как снежный ком. Я покупал игрушки, рисовал их, продавал картины, на эти деньги жил и ещё покупал игрушки. Так, потихонечку, начала собираться коллекция… Когда игрушек накопилось достаточно много, я подумал: а куда их девать? Может, сделать музей, в котором можно отразить историю игрушки? Музей – это то место, где ты рассказываешь свою историю. А за игрушками эта история стоит сама по себе.
И если раньше игрушек было не так много, то сейчас большая проблема – нехватка места. В своё время я много игрушек приобретал для тематических выставок, скопилось много предметов, и хранить их постепенно стало негде.
– По вашему мнению, почему музей стал популярным? Может быть, это ностальгия по советским временам или по детству? Или роль сыграло то, что в нашем городе до этого не было подобного музея?
– В Горьком в своё время была фабрика игрушек. Она называлась «Мир». Начала она своё существование в 50‑х годах, располагалась на улице Шаляпина, и до сих пор там даже сохранилась табличка «Фабрика игрушек и резиновых изделий «Мир». В 90‑х годах, когда в Россию пришла китайская и турецкая игрушка, всё закончилось. Мы даже не смогли попасть в архив фабрики, когда пытались узнать, кто автор тех или иных игрушек. В музее я периодически выставляю и ленинградскую игрушку, и московскую, и мы знаем, кто их авторы, знаем этих художников. А в собственном городе мы не знаем ни одного имени художника по игрушкам.
Мой музей скорее для взрослых – сюда приходят бабушки, мамы, папы, обязательно находят что-то своё из детства, показывают находки своим детям. Это очень важный момент. Такие ощущения ты не получишь нигде, тем более многие предметы можно взять в руки и даже поиграть. Наверное, магия всего именно в этом.
Я думаю, что это ностальгия не по советскому времени, а скорее по своему детству, по своим лучшим годам и воспоминаниям. Это что-то из прошлой жизни. Тем более сейчас время движется быстро, люди легко и быстро избавляются от старого и начинают жить новым.
Чисто символически
– Этой осенью в московском музее современного искусства «Гараж» появилась ваша выставка «Платочки». Идея очень необычная: рисовать на обычных носовых платках то, что происходит в мире, события, которые вас, да и всех нас особенно волнуют.
– Этот проект я начал в 2000 году. Помню, я гулял с дочкой на детской площадке и нашёл два платка, которые кто-то потерял. В этом же году ушёл со своего поста Борис Ельцин, передав свою власть преемнику Владимиру Путину. Тогда мне это показалось очень символичным. Я начал с того, что нарисовал передачу власти от Ельцина к Путину – с одного платочка на другой – и решил, что раз в десять лет (2000, 2010, 2020 годы) буду развивать свою идею.
Каждый месяц в течение года я скрупулёзно работаю над одним платочком – изображаю на нём событие, которое поразило меня больше всего. В этом году были пандемия, ситуация в Белоруссии, изменения в Конституцию. На последнем платочке нарисовал Ирину Славину.
При всём при этом я не сказал бы, что проект политический. Скорее он документальный. Каждый найденный платочек кажется мне интересным артефактом. Я стараюсь работать с документами и в эти моменты исключать из себя художника.