Александр Самойленко: «Жизнь – настолько короткая штука, надо хвататься за каждый момент»
В новом триллере «Зоськина заправка» (18+), вышедшем на большие экраны, герой Александра Самойленко отчаянно портит жизнь главной героине. Критики уже отметили, что в образе очередного мерзопакостного персонажа актёр, как всегда, убедителен. Кто из героев ближе ему самому? За что он не любит «Папиных дочек»? И почему был женат целых четыре раза? Об этом и о многом другом мы и поговорили с самим Александром Самойленко.
Трудности выживания
– Режиссёр «Зоськиной заправки» говорит, что это честная история про женщину, которой движут чувства, вне зависимости от законности или правил. А вы сами ради чувств готовы были нарушить правила?
– Было такое. Один раз – точно. Я пошёл на поводу у чувств. Против мнения остальных. Я пошёл на это потому, что мне казалось, я люблю человека. Я никогда не жалел об этом.
Но не скажу, что это закономерность.
– В конце 80‑х вы ушли из профессии и вновь вернулись в неё спустя почти 10 лет. В чём была причина?
– Да, 10 лет я практически не занимался творчеством, не играл на сцене. В основном из-за безвременья. Никому театр и кино тогда были не нужны. Да вы сами помните, что было такое время, когда люди выживали, а не жили.
Я был из обеспеченной семьи – папа профессор, доктор наук. У меня всегда были деньги до определённого момента.
А потом, в конце 80‑х – начале 90‑х денег не стало. И пришлось столкнуться с целым рядом проблем. Родился ребёнок, а квартиры и заработка не было. Я пытался спекулировать, что-то продавать.
– Практически как ваш герой из фильма «Олигарх»?
– Ну, они же эти джинсы ещё и варили сами. У меня до кооперативов дело не доходило, всё было намного мельче – мне дали сапоги или джинсы, и я их продал. Всё было как у всех. Все проблемы страны на мне отражались. Да и до сих пор отражаются. Ничего не меняется в этой жизни. Мы на новом витке.
– Правда, что когда вы с коллегой по театру Маяковского Максимом Сухановым создали элитный клуб «Маяк», то в него однажды не пустили самого Бориса Березовского?
– У нас почти 30 лет был клуб «Маяк». Туда пускали только через друзей – и если ты не член клуба, то попасть было нельзя.
И вот однажды пришёл Борис Березовский. Охранник у него спрашивает – вы кто? Он говорит: «Борис Березовский». А охранник ему говорит, что если он не член клуба, то его не могут пустить. Тогда Березовский позвонил режиссёру-клипмейкеру Тине Баркалай – она хорошо знала его жену – и его пустили.
Дни выбора
– Вашей первой большой ролью в полнометражном фильме стала роль Мусы Тариева в «Олигархе» Павла Лунгина. Как вы в него попали?
– Я к тому времени уже снялся в сериале «Маросейка, 12» и работал в театре. Мы делали большой проект «Чайка». Собрались Саша Балуев, Маша Миронова, Таня Друбич. Паша Лунгин пришёл на репетиции, увидел меня и пригласил.
– Лунгину, кстати, до сих пор ставят в вину, что он в своём фильме героизировал образ Березовского и снял по сути гимн олигарху.
– Ну, я не думаю, что это история про Березовского. Насколько я знаю, он картину не финансировал. Его уже не было в России.
Это было снято по книге его сподвижника. И книжка была очень симпатичная. И история, которая в ней была, во многом правдива.
Это изначально было эдакое «Однажды в Америке». История про дружбу и предательство. Но просто, с моей точки зрения, Пал Семёныч немного переделал сценарий и сделал акцент на Володе Машкове. В результате получилась история про Березовского. Но изначально сценарий был немного другой.
– Это правда, что в «Папины дочки» вас приглашали изначально на роль папы Васнецова, но вы отказались?
– Да. Отказался и не жалею об этом. Изначально там нужно было сниматься чуть ли не ежедневно 25 дней в месяц. А я не хотел быть настолько занятым.
А во-вторых, я не могу сказать, что мне очень понравилась эта роль, этот сценарий.
Я вообще, честно говоря, думал, что это будет провальный проект. Меня он не вдохновлял. Сниматься хоть в какой-нибудь роли меня уговорил кастинг-директор.
Ну и потом, у нас же тогда не было ситкомов, они только начинали появляться. Это было, как театр на телевидении. Мне этот жанр казался неправдоподобным.
Но сериал оказался успешным, его до сих пор крутят по телевизору. И меня, к сожалению, до сих пор воспринимают как героя из «Папиных дочек». Не могу сказать, что мне это очень приятно. Не могу сказать, что это моя самая любимая и получившаяся роль. Считаю, что есть много более глубоких и интересных ролей. Даже взять «Салют‑7» Клима Шепенко. Считаю, это потрясающий фильм. И если бы меня звали «актёр, который снялся в «Салюте‑7», это было бы намного приятнее.
– А почему вас не позвали в продолжение? У вас случился какой-то конфликт с продюсерами?
– Ну, я не могу сказать, что был конфликт. Они звонили, предлагали. Я говорил – присылайте сценарий, почитаем, подумаем. Они ведь там всё переделали – новый папа, новые дочки. А мой герой к семье как бы не имеет никакого отношения. Поэтому сценаристы, наверное, посчитали, что поскольку я не имею отношения непосредственно к семье, то я и не нужен. Не знаю.
Меня не пригласили, и я, честно говоря, этому очень рад. Потому что не думаю, что вступать дважды в одну и ту же реку – это круто. Хотя, может, я и заблуждаюсь. Но абсолютно не жалею, что у меня нет этого проекта.
И потом, я для себя уже исчерпал эту тему. Был такой сериал «Родители», там мы с Маней Порошиной четыре или пять сезонов отработали, и я для себя тему детей и родителей спокойно закрыл. И не хочу о ней вспоминать.
Клиника счастья
– Ваш герой в «Папиных дочках» был крайне любвеобилен. Вы в жизни тоже – четыре брака. Это действительно любвеобильность или вам просто не повезло с самого начала встретить ту самую единственную?
– Ну, не могу сказать, что я её уже встретил… Но, наверное, да. Коммуникация с прекрасным полом у меня, наверное, нарушена.
Сегодня женщины сложные… Воспитание у них – не о присутствующих будет сказано – оставляет желать лучшего.
– Со второй женой вы достаточно долго были вместе, родился сын. А потом вы расписались и через два месяца развелись. Официальный брак действительно так меняет сознание мужчин?
– Не мужчин ни в коем случае, он женщин меняет. Он стопроцентно меняет сознание женщины. У неё появляется ощущение, что она стала собственницей этого мужчины. Она начинает считать, что как только штамп в паспорте появляется – всё, это моё. И это, к сожалению, плохо кончается.
Я говорил своей жене – давай не будем официально расписываться, мы ведь разойдёмся через пару месяцев. Ну, так и произошло.
Какой-то щелчок происходит у женщины. В последнем браке я точно буду без штампа в паспорте и никогда его не сделаю. Потому что считаю, что это бессмысленная ерунда.
– У вас четверо детей от четырёх браков – три сына, одна дочка. Они общаются между собой?
– Не могу сказать, что активно. Младшим 14 и 4, самому старшему – 36, среднему 26. У них большая разница в возрасте. Тяжеловато им общаться. У них нет общего языка. Они общаются, но не взасос.
– При всей вашей кажущейся легкомысленности в отношении семьи вы, тем не менее, недавно говорили, что только в ней и можно найти спасение.
– Стопроцентно! Только через свою семью, через своих близких можно противостоять тем сложным вещам, которые происходят сегодня. Только так можно спастись. Других способов я не вижу.
Воевать я не могу – и возраст уже не тот, да и никогда я не хотел воевать. Делать, как Назаров, я не хочу, мне это неинтересно. Я прошел 90‑е. Тогда приходилось и воевать, и от бандитов скрываться, и бизнесом заниматься – и до сих пор занимаюсь… Я не вояка.
Вот говорят: любовь спасёт мир. И она спасает нас каждый день. Надо меньше ссориться. Получать друг от друга удовольствие. Жизнь – настолько короткая штука… Я даже не знал, что она так быстро проходит. Надо хвататься за каждый момент.
Ранее сайт Pravda-nn.ru рассказал, что знаменитым хулиганом Сергеем Шнуровым всегда управляли женщины.