H
H e
S L n s
с

Александр Топлов: «Театр не должен превращаться в «пыльный» музей»

Следите за нашими новостями в удобном формате Перейти в Дзен

За те полтора года, что в Нижегородском театре оперы и балета не было директора, кого только не прочили на эту должность. Называли известных в городе деятелей культуры, политиков, бизнесменов и даже… спортсменов! И вот главная культурная интрига года разрешилась: сегодняшний гость «НП» – новый директор – художественный руководитель театра Александр Топлов.

Профессионал

Главный хормейстер хора Свешникова, дирижёр, пианист, педагог, он работал с ведущими театрами Москвы и блестяще знает театральное искусство. При его участии поставлено более двадцати опер – от всем известных «Евгения Онегина» и «Кармен» до нечастых на оперных сценах страны «Демона» Рубенштейна, «Золотого петушка» и «Майской ночи» Римского-Корсакова. Кажется, от взгляда этого человека ничего не ускользает. Внимательно и оценивающе он смотрит на всё – от артистов, сцены и оборудования до фресок в вестибюле театра. Но главное – он открыт для диалога, в том числе и со СМИ.

– В театре важен не только продукт, но и освещение этого продукта. Без полива цветок не растёт, особенно если это не придорожный лопух, а редкий оранжерейный цветок. Так и в театре: спектакль – это одно, а то, что его окружает, во многом создают средства массовой информации, – привёл неожиданную аналогию Александр Владимирович.

– Что сказали вам в Москве, когда узнали о решении возглавить наш театр?

– Нельзя было просто сказать: я ухожу. Нужно было всё доделать. Последний концерт, который я дирижировал, был 22 июня. Это был «Реквием» Моцарта в Доме музыки. Ко мне подходили коллеги и искренне сожалели, что я ухожу, но при всем желании эти должности не совместить. А вот свою деятельность в Московской консерватории я сохраню, буду ездить и преподавать. Это долг чести моим педагогам, которые мне доверили там работать. Да, сожаления были, но друзья радовались за меня – это новый шаг и новая ступень.

Театр – не музей!

– Среди постановок, над которыми вы работали, есть не только классика, но и современные оперы. Насколько в репертуаре театра должна сочетаться такая музыка, чтобы быть интересной современному зрителю?

– Должен быть разумный баланс. Музыка не стоит на месте, и театр не стоит на месте. Он не должен превращаться в «пыльный» музей. Но это не означает, что мы должны отворачиваться от прекрасных сочинений прошлого, которые проверены временем. Того, что называют сокровищницей мировой музыкальной литературы. Но когда мы закрываем глаза на то современное, что сейчас происходит, то мы не даём возможности расширять горизонты театрального искусства. Новые композиторы стараются смотреть в сегодняшний, а то и завтрашний день.

– Но готова ли к этой музыке публика?

– Тоже большой вопрос. Но когда-то она была не готова к Шостаковичу, а когда-то – к Бетховену и Баху! Поэтому перекос в сторону классики или в сторону современной музыки всегда плох.

– Как вы оцениваете сегодняшний репертуар театра, в котором около сорока названий?

– Названия хорошие, но пока я не очень понимаю, как они реализованы. К примеру «Аида». Хор – 50 человек. Я не представляю, как её можно исполнять таким хором. Когда Питер Штайн приехал в театр Станиславского, первое, что он сказал, мне нужен хор в 120 человек. Это как в тренажёрном зале – одни поднимают штангу, а другие – гриф с поролоновыми блинами, на которых написано 20 кг, 40 кг. Дело не в названии, а в том, насколько театр может его поднять.

– Но манит именно оно!

– Да, в оперном театре именно так. Это в драматическом идут на актёров. На афише Алиса Фрейндлих – и все идут на неё. А в оперном – на «Онегина» или «Кармен». Но в опере важно, чтобы на сцене осуществилось всё то, что задумывал композитор. А репертуар у театра очень хороший. Правда, есть перекос в сторону оперетты и несколько обижена опера. Но это зависит от того, как публику приучают ходить в театры.

– Для директора важен не только репертуар, но и посещаемость. Готовы ли вы оставлять в репертуаре спектакли малопосещаемые, но которые позволяют труппе показать себя и держаться в тонусе за счёт сложных партий?

– Моё глубокое убеждение, что спектакль – живой. Он имеет рождение, развитие, старость и смерть. И если он умер, его надо снимать. Но театр – безостановочное производство. И всё надо анализировать. Как любой руководитель, я займусь аудитом – и материально-технической базы, и творческой составляющей. Мне нужно понять, что и как. Анализ посещаемости тоже важен. Я знаю города, где всегда аншлаг. Например, в Донецке. У них есть камерная сцена, есть малая и есть большая. Билеты недорогие, но купить их невозможно. Люди приучены ходить в театр.

Тайный посетитель

– А что вы уже успели посмотреть в нашем театре?

– Не скрою, я приезжал сюда инкогнито. Причём мне было интересно отключить в себе профессионала и стать обычным зрителем. Посмотреть, как с тобой общаются, когда ты покупаешь билет, как в гардеробе берут куртку, как встречают в зале. С каким ощущением ты уходишь после спектакля. Это была не проверка, но важный с моей стороны шаг, чтобы окончательно принять для себя решение. Я сомневался. Очень сомневался…

– Да, вы признались, что получив предложение возглавить наш театр, прошли путь от решительного «нет», до безоговорочного «да». Что же повлияло на ваше решение?

– Вы не поверите – рождение дочери месяц назад. Оно затмило для меня всё, и в какой-то момент я просто отстранился от принятия решения. А потом положил на две чаши весов то, как развиваются события в Нижнем Новгороде и как развиваются события в моём хоре Свешникова. И увидел перспективы. Так чаша поколебалась, и перевесил Нижний Новгород и вера в свою команду, с которой я приехал в ваш город, и в людей, что работают в театре. Если Бог даёт шанс реализоваться, то надо реализовываться. И надо расти.

– А что же показал вам тот таинственный приезд?

– Я увидел много разного рода проблем по части художественной ценности спектакля. Но неудачный опыт – это тоже опыт. Я не хочу уподобляться тому сантехнику, который приходит и говорит: «Ой, как у вас все плохо, я сейчас сделаю, как надо». Переделает, а потом приходит другой сантехник с той же фразой. Так поступать не буду. Я благодарен людям, которые работали в этом театре, искренне благодарен. Они старались сделать всё, что могли, в силу своего образования, таланта и чего-то ещё. И никогда не буду хаять своих предшественников. Но я имею право иметь свой взгляд на эстетику современного театра. Да, мне спектакль не понравился, и я ушёл после первого акта. Но это не значит, что он совсем плох, просто у меня свои взгляды.

– Но мы же не поросли бородатым исландским мхом?

– Нет, конечно, но меня настораживает, что я уже лет двадцать ничего не слышу про этот театр. Горд большой, театр академический, с историей. Здесь работал великий Покровский, и не он один. И вдруг – тишина. Значит, нужно эту ситуацию встряхнуть, чтобы о театре заговорили и заговорили о городе, как об одной из балетных и оперных столиц.

– А есть ли уже идея спектакля, который вы бы поставили на этой сцене?

– Нет. Но у меня есть любимые, например, «Мадам Баттерфляй». Очень бы хотелось с ней соприкоснуться и продирижировать. Но это одна из самых сложных партий для сопрано – певица практически не уходит со сцены на протяжении всего спектакля. Увидим.

– Так значит, есть шанс увидеть вас и за дирижёрским пультом?

– Есть!

Напомним, 4 июля министр культуры Нижегородской области Надежда Преподобная представила новое руководство нижегородского театра оперы и балета.

Подписывайтесь на наши каналы в Telegram:
Самое популярное
Новости партнеров

Следующая запись

Больше нет записей для загрузки

Нет записей для подгрузки

Нацпроекты - людям

Нижегородцы подали 14 тысяч заявок на запись детей в первый класс на госуслугах :: Детская и спортивная площадки появятся в сквере имени Николая Жаркова :: Ход благоустройства проверили в Сормовском районе :: Нижегородцы превращают хобби в бизнес благодаря нацпроекту :: Гости юбилейного фестиваля «Золотая хохлома» смогут добраться до площадки мероприятия на электричках :: Четверо врачей трудоустроились в Кулебакскую ЦРБ по программе «Земский доктор» :: Нижегородские мастера могут подать заявку на участие в ярмарке «Арт.Молодость» на фестивале «Таврида.АРТ» в Крыму :: Глеб Никитин и Игорь Левитин провели заседание комиссии Госсовета по экологии :: В Вознесенском округе Нижегородской области начался ремонт дорог :: Десять новых автобусов поступило в Балахну :: Фольклорная экспедиция проходит в Нижегородской области :: Новый ФАП открылся в посёлке Тёша Навашинского округа :: Эксперты проекта по развитию макротерритории «Большая Волга» ознакомились с туристическим потенциалом Нижегородской области :: Нижегородские ИТ-компании и ИП смогут вернуть НДФЛ за привлеченных специалистов :: Новый цифровой флюорографический комплекс поступил в поликлинику ГКБ №28 :: Бывшая свалка на Московском шоссе исключена из реестра объектов накопленного экологического ущерба :: Сезон ремонта и строительства дорог начался в Нижегородской области :: Нижегородские общественники помогают беременным женщинам в кризисной ситуации :: В апреле «Поезда здоровья» посетят 18 муниципалитетов Нижегородской области :: Названы самые популярные у пациентов «Поездов здоровья» врачи :: Более 300 предприятий представят свои вакансии на ярмарке трудоустройства :: 13 нижегородских школьников и студентов представят регион в финале ежегодной Интеллектуальной олимпиады ПФО :: Третья очередь ИТ-кампуса «НЕЙМАРК» получила разрешение на строительство :: Неделя детской и юношеской книги стартовала в Нижегородской области:: Месячник по благоустройству дорог стартовал в Нижегородской области :: В Нижегородской области обновился портал региональных государственных услуг :: Пять нижегородских компаний принимают участие в бизнес-миссии в Беларуси :: Рейтинговое голосование по проекту «Формирование комфортной городской среды» продлится до 30 апреля :: ИТ-кампус «НЕЙМАРК», Сбербанк и ННГУ им. Н.И. Лобачевского будут развивать проекты в сфере искусственного интеллекта :: Участница викторины «КУПНО ЗА ЕДИНО!» из Ардатовского округа получила автомобиль :: Реконструкция моста через Пижму началась в Тоншаевском районе :: Более 2,4 млн рублей направлено на оснащение ДШИ в Первомайске по нацпроекту :: Нижегородская область вошла в топ‑5 регионов по количеству участников молодежного направления проекта «Мастера гостеприимства» :: Почти 10 тысяч нижегородцев получили медицинскую помощь в «Поездах здоровья» с начала года :: Глэмпинги откроются в 10 муниципалитетах Нижегородской области в этом году :: Более 100 человек из аварийного жилья в Шахунье получили ключи от новых квартир :: Более 1,5 тысячи «серебряных» волонтеров активно действуют в регионе :: 11 врачей трудоустроились в Балахнинскую ЦРБ по программе «Земский доктор» :: Специалисты МГУ изучат состав отходов в «Черной дыре» в Дзержинске :: Социальные участковые расскажут нижегородцам о благоустройстве пространств :: Глеб Никитин провел заседание оргкомитета по подготовке к 225-летию со дня рождения Александра Пушкина :: В Дзержинском театре кукол будет выполнен капремонт по нацпроекту в 2024 году :: Нижегородцы могут принять участие в новом сезоне проекта «Флагманы образования» :: Молекулярно-генетическую лабораторию создали на базе Нижегородского областного клинического онкологического диспансера :: Контракты на ремонт почти 400 км автодорог по нацпроекту уже заключены в Нижегородской области ::