Алексей Кортнев: «Рок-н-ролл как частушка – он о том, что происходит здесь и сейчас»
Певец, музыкант, композитор, актёр, телеведущий, переводчик – этот список можно долго продолжать. Алексей Кортнев одновременно работает над своим театральным проектом «В городе Лжедмитрове», преподаёт детям вокал в своей «Школе трёх искусств», выступает с концертами, получил сертификат горнолыжного инструктора. А на днях приехал в Нижний на фестиваль капустников «Весёлая коза». Пользуясь случаем, мы расспросили его о современном юморе, музыке и настоящей дружбе.
Капустная юность
– Алексей, как вас уговорили стать членом жюри фестиваля, бросить всё и примчаться в Нижний, да ещё и дать тут сольный концерт?
– Мгновенно! Фестивалей на свете много. На какие-то едешь как на службу, например, на большие рок-фестивали, где мы занимаемся самопиаром и отвоёвываем место в рок-н-ролльной иерархии. А фестиваль капустников – это радость. Капустники – искренние и сиюминутные проявления таланта. Я сам этим занимался и знаю, насколько это непросто. И как трудно сделать номер по-настоящему смешным.
– Почему капустный жанр стал раритетом?
– Потому что появилось огромное количество других способов передачи информации. Если придумывается что-то смешное, гораздо эффективнее это выложить в Ютьюбе и показать миллионам людей. Этим активно пользуются как профессиональные, так и непрофессиональные актёры. Есть видеоблоги действительно талантливые и смешные, в которых каждый день размещают капустные скетчи. Но такого общения, как на фестивале, в Сети не получить. И уж тем более того, что получаешь, выйдя на улицы города.
– Кстати, об улицах. В День России у вас был концерт на Арбате, который стал началом большого благотворительного проекта «Бременские музыканты». В чём его суть?
– Это было выступление в поддержку инициативы уличных музыкантов. Ребята привлекли компанию «Яндекс. Деньги», и та выделила сто переносных терминалов для приёма безналичных денег на концертах уличных музыкантов. Часто у людей просто нет мелочи в кармане, а с терминалом это происходит в одно касание. Акция будет продолжаться, просто мы были первые. Уличные музыканты будут выступать, а 25 процентов выручки от концертов направят в фонд «Детские сердца».
– А вы вообще любите уличные концерты?
– Сами мы уже давно ими не занимаемся, но раньше «Несчастный случай» с большим успехом играл в европейских и американских столицах – в Лондоне, Эдинбурге, Париже, Нью-Йорке, Барселоне. И мы зарабатывали очень неплохие деньги.
– Какой же из ваших концертов был самым массовым?
– Конечно, «Нашествие» – там нас слушали 100 тысяч человек!
Секрет случая
– Вашему коллективу – 35 лет. За это время создавались и уходили в небытие сотни популярных групп. В чём секрет такой долгой и успешной творческой жизни?
– В том, что у нас на первом месте стоит дружба. Мы – настоящие друзья, которые никогда друг друга не предадут. Для меня профессиональные качества человека всегда стоят на втором месте, на первом – человеческие. Мы – любительская команда и, наверное, поэтому не расстаёмся столько лет. А за эти долгие десятилетия мы ещё и играть хорошо научились! Ведь поначалу это была просто команда товарищей.
– Но иногда и друзья расстаются – из-за денег, женщин, политических взглядов…
– Вы про то, почему у нас не заводится ботулизм в банке? Да потому что она не герметично закрыта. Все имеют возможность свободы. Могут заниматься чем-то ещё, иметь какие-то параллели, проекты. Где-то зарабатывать деньги, создавать себе имя. Именно поэтому мне интересно общаться с ребятами, потому что они приходят в «Несчастный случай» со своим внешним опытом, которого у меня, к примеру, нет. Кто-то пишет музыку для кино или театра, кто-то работает в рекламных бутиках, пишет рекламу и так далее. Только в таком пространстве можно достичь успеха и остаться верным рок-н-роллу!
Где та шпана?
– Рок-н-ролл до сих пор популярен на концертах, в том числе и в нашем городе. И в то же время его, как и другие направления музыки, в последнее время начал активно теснить рэп. Почему?
– Просто пришла его пора. Не может одна и та же субкультура быть религией в течение долгого времени. Субкультуры сменяют друг друга. Рок-н-ролл и так продержался на удивление долго. Ведь его предшественники – джаз, эпоха биг-бендов – были куда короче. А рок-н-ролл продержался лет сорок. От почти джазового звучания, через тяжёлое, уйдя в новую волну. Но по сути всё это рок! А теперь хватит – пора занимать место на почётной полке среди прочих золотых обрезов, где стоит джаз, танго и классическая музыка.
– Почему же на смену ему так долго ничего не могло прийти?
– Когда-то Борис Гребенщиков, ещё совсем молодым, кокетливо вопрошал: «Где та молодая шпана, что сотрёт нас с лица земли?» А вот, собственно, и она! Причём уже и не такая молодая – наиболее успешным, уверенным и интересным представителям нового направления уже 30 – 35 лет.
– За кем же из них вы видите будущее российский музыки? Или, скажем так, на чей концерт бы пошёл Кортнев?
– Очень на многих. Любимейший мой Ваня Алексеев Noize MC. На Монеточку пойду – она совершенно блистательный автор: и поэт, и восхитительный мелодист. У неё есть некоторые вещи, от которых у меня ну… не льются слезы из глаз… Хотя, если как следует выпить, то и польются.
– Например?
– «Кумушки-подруженьки мои», «Ночной ларёк», та же «Нимфоманка». Она написана просто виртуозно. Я слушал только один её альбом – «Раскраски для взрослых», и это блистательно сделано. Меня бесконечно радует то, что эту непростую мелодику и поэзию выбрала масса. И что эта девочка находится в топе абсолютно народном. Ведь её никто не продвигал, и те миллионы прослушиваний, которые она имеет, за счёт того, что наша молодёжь хочет слушать хитро сложенную, интересную, социально острую музыку. Интересно то, что девчонки покоряют музыку: Монеточка, «Обе две», Муха. Они пишут хитро, интересно. А мужики все в рэпе толкутся. Но и там есть прекрасные прорывы.
Рок-н-ролл навсегда!
– А вы готовы исполнить рэп?
– Нет, это совершенно не моё. Хотя технически я готов. У меня очень хорошо устроен речевой аппарат, и я могу с большой скоростью ритмично выплёвывать разные звуки. Но я не буду этим заниматься. Потому что моё дело – это как раз та самая музыкальная полка с золотым обрезом. И я буду и дальше продолжать писать то, что нравится мне самому.
– То есть хвалим одно, а пишем другое?
– Когда я говорю, что всё в музыке молодых хорошо и прекрасно, это же не значит, что я готов слушать рэп! Я не люблю эту музыку, даже самых блистательных её представителей вроде Эминема. Я могу послушать три-четыре его трека, а потом у меня наступает пресыщение. И я возвращаюсь в свою музыку, которая многим нравится и сейчас.
– Правда ли, что знаменитый хит «Что ты имела в виду» вы написали за одну ночь и на спор?
– Правда. Я просто сказал своему тогдашнему издателю, что рок-н-ролл всегда будет и всегда будет актуален, потому что он как частушка – отражает то, что происходит здесь и сейчас. И что рок-н-ролл можно написать на любую тему. И он меня взял на понт. Говорит: «Вот и напиши!» А в это время его секретарша беседовала с подругой по телефону и сказала эту фразу: «Что ты имела в виду?» И всё! Я с ним поспорил и на следующий день принёс ему готовую песню. И, кстати, согласитесь: в этой песне во многом используется как раз принцип рэпа. Русского рэпа!
– Чем же отличается русский рэп от остального?
– Русская версия содержит очень много слов и не признаёт бессмыслицы. Ну, почти не признаёт, за редким исключением. Вот в английском есть много забивок и вставок, как в казацкой песне, где казаки давным-давно использовали умножение слогов. Так что получается, что не такой уж рэп для нас и новинка, но рок куда лучше!
– Не могу с этим не согласиться!